Когда в воскресенье утром из Нижегородской области пришла новость о гибели в автокатастрофе члена олимпийской сборной России по прыжкам с трамплина Павла Карелина, нам с коллегами по-настоящему стало страшно.
Спортвыпуск в номере «МК» за минувшую субботу открывался большой Пашиной фотографией с подзаголовком «Судьба Карелина решится 26 октября». Судьба-злодейка решила все сама гораздо раньше — самым циничным способом.
Как сообщили «МК» в УВД Воротынского района Нижегородской области, трагедия произошла между 4 и 5 утра на 571-м километре трассы «Москва — Уфа». Там произошло крупное ДТП с участием четырех автомобилей. Рассказывает президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России, частый гость и эксперт «МК» Александр Уваров.
- Федерации сообщили горькую новость в 9 утра, но пока без подробностей, - голос Александра Тимофеевича дрогнул. - Паша погиб на месте, двое его пассажиров в тяжелом состоянии отправлены в реанимацию. Нас потрясла гибель Павла. Ужасно, чудовищно... Огромная потеря для нашего, да какое там! Для всего российского спорта. Вы знаете, он мечтал выиграть медаль Олимпиады в Сочи.Возможно, задумывался и о самой главной — золотой. Парень удивительно талантливый, одаренный. Уверен: свою мечту он бы реализовал, но у судьбы были свои планы. Мы, вся наша команда, глубоко скорбим.
Увы, ни тренер, ни руководство Федерации не располагает информацией, куда и с какой целью направлялся Павел под утро в компании друзей. Сборная России не казарма, а ее члены — не рядовые российской армии, чтобы докладывать о своих передвижениях.
- Может, сегодня, а может завтра мы узнаем всю правду, - говорит Уваров. - Но почему-то меньше всего хочется думать об этом. Я журналистов прекрасно понимаю: вы ставите вопрос - Почему не уберегли? В том, что не уберегли, есть и моя ответственность... Смерть коллеги и друга должна сплотить нас всех. Пусть результат
, к которому стремился Карелин, выдаст спортсмен из сборной России. Это будет дань его памяти.
Лидеру сборной страны был 21 год, но он стал вторам прыгуном после развала Союза, кому удалось побывать, что называется, «в призах» на Кубке мира и собрать хорошую прессу по итогам коммерческого «Турне четырех трамплинов». Первой летающей ласточкой стал для нас ветеран Дмитрий Васильев, а сейчас, за три года до олимпийского Сочи внимание специалистов было приковано к Паше. Вышеупомянутая заметка за 8 октября была посвящена непростой ситуации в сборной России. У Карелина установились тесные отношения с тренером сборной России Александром Святовым, но тот недавно подал в отставку. Пока рассматривались предложения о том, чтобы сделать Святова личным тренером первого номера национальной команды, тот не поехал на сбор, а также летний Гран-при. По одной из версий, спортсмен пошел на принцип, согласно другой — полностью не залечил травму руки.
«Если ему будут опять ставить палки в колеса во время зимнего сезона, кто будет выступать? Паша – единственная наша надежда, я так считаю, как экс-главный тренер сборной. Единственный российский спортсмен, который может реально завоевать медали на Олимпийских играх. Даже не какие-то медали, а «золото».
Александр Святов за 12 дней до трагедии — изданию Infox.ru
- Все эти проблемы, увы, отныне второстепенны, - вздыхает Уваров.
Павел Карелин родился в городе Горький и неудивительно, что пошел в прыжки с трамплина: город на Волге с советских времен — негласная столица спорта, подарившая команде немало знаменитостей. А у нас на столе — первый номер нового журнала «Сборная России-2014», посвященного героям предстоящих «Белых» Игр. Паша рассказывает о себе:
- Благодаря великому борцу Александру Карелину у меня знаменитая спортивная фамилия. Раньше меня постоянно спрашивали не родственники ли мы? Сейчас уже таких вопросов не задают... Я хочу, чтобы нас объединяла не только фамилия... Он — кумир миллионогв, в том числе, мой. Очень хочу быть похожим на своего знаменитого однофамильца и стать олимпийским чемпионом...
Карелина воспитывала бабушка. Мария Викторовна для Паши была матерью. Страшно подумать, что ощутила она, ответив на утренний телефонный звонок. В личной жизни Паша отличался преданностью: с девушкой Надеждой встречался уже давно, молодые люди строили
планы на будущее. Конечно, Сочи-2014 были для летающего лыжника целью номер один. О Карелине порой говорили неоднозначные вещи, но Уваров подчеркивает: «Прекрасный молодой человек, отзывчивый товарищ. Он реагировал на все просьбы товарищей по команде, ни одной не оставлял без ответа».
…По статистике, прыжки на лыжах с трамплина — один из самых травмоопасных видов спорта из ныне практикуемых. В истории вида есть несколько случаев с летальным исходом, еще чаще люди после неудачных приземлений оставались инвалидами на всю жизнь. «А почему вы думаете, что нам не страшно? Еще как страшно! Когда ты стоишь на стартовом столе над пропастью — и даже если ты прыгаешь с пяти лет, ничего не изменится», - так сказал о своих прыжках кто-то из великих. А Павлу Карелину была уготована иная смерть...
Павел Карелин о...
О строящихся олимпийских объектах
— Я слышал, что эти трамплины собираются разобрать после Олимпиады. Этого я вообще не понимаю. Можно подумать, что у нас много трамплинов в стране. Должно же что-то остаться после Олимпиады...
О проблемах с тренировками
— Вроде деньги выдаются, чтобы ездить тренироваться в Европу, но это все равно не то. Устаешь от этих долгих сборов, тянет все время домой, не можешь полностью сосредоточиться на тренировках. Если бы у нас был свой комплекс, все бы там тренировались и радовались.
О карьерном росте
— У тренеров в отношении меня была правильная установка: всему свое время. Тогда время было нужно, чтобы я перестроился под европейский стандарт, набрался опыта. И все-таки время для меня несется с ускорением. Самым главным событием в карьере стали Игры в Ванкувере. Когда летели туда, я еще не осознавал, что это такое — Олимпиада. Атмосфера там — невероятная. Похожие эмоции переживал, пожалуй, только после первой поездки за границу или первого прыжка. В Ванкувере я не был готов показать высокий результат и прекрасно это понимал. Зато набрался опыта.
Об отношении к успеху
— Победа победе рознь. Одно дело выиграть детские соревнования — к примеру, первенство города или даже Спартакиаду учащихся России. И совсем другие ощущения испытываешь, когда борешься с лучшими спортсменами мира. Да еще на равных. Вот когда дух захватывает! Домашние Олимпийские игры я жду с особым трепетом. Мечтаю стать олимпийским чемпионом.
О страхе
— Меня часто спрашивают, страшно ли мне прыгать? Конечно, бывает. Я же нормальный человек, и чувство страха, как и другие чувства, мне не чуждо. Чтобы побороть страх, я вспоминаю что-нибудь хорошее. И позитивные эмоции помогают мне переключиться на позитив, настроиться на прыжок.
О судействе
— На этапах Гран-при в Закопане в командных соревнованиях я прыгнул на 139,5 метра. Не беда, что судьи засчитали только 138,5 метра. Я-то знаю, сколько было на самом деле. И понимаю, почему мой прыжок “усох” на метр. 139,5 метра — рекорд трамплина в Закопане, принадлежащий легендарному польскому прыгуну Адаму Малышу. Ни одна страна не хочет отдавать свой рекорд! А для себя я сделал один вывод: надо прыгать еще дальше, чтобы у судей не осталось сомнений, что я способен допрыгнуть до олимпийского пьедестала.
О родных
— Вместе с тренерами поверить в собственные силы мне помогают мои родные. Особенно внимательно за моими выступлениями следит бабушка Мария Викторовна. Ей 69 лет, и она не пропускает ни одной телетрансляции соревнований, в которых я принимаю участие. Поддерживает и любимая девушка Надежда. Жаль только, что со своими близкими людьми я вижусь редко. Но они понимают, что для меня значит спорт. Это не просто работа — это жизнь!