Что делает Собор Святой Софии таким великим?

Так уж заведено, что каждый турист, который приезжает в Стамбул, наряду с поездками во дворец Топкапы, Голубую мечеть и, возможно, на Капалы Чарши, посещает и Айя-Софию (также известную как «Собор Святой Софии – Премудрости Божией»). Но что делает особенным это здание, возраст которого составляет почти 15 столетий и которое возвышается в самом сердце исторического района Султанахмет?

Этот собор настолько особенный, что 1985 году Айя-София была признана ЮНЕСКО объектом мирового наследия, и такой манящий, что, несмотря на внушительную плату за вход, в 2010 году сюда пришло около двух с половиной миллионов посетителей.

Происхождение шедевра

Здание, которое вы видите сегодня, не считая многочисленных позднейших добавлений, датируется 537 годом н.э., когда, после пяти лет строительства Айя-София была, наконец, завершена. Собор был построен по приказу одного из наиболее могущественных и успешных правителей Византийской империи - Юстиниана. Однако это была не первая церковь, стоявшая на этом месте. Самая первая церковь, построенная здесь и освященная в 360 году н.э., была сожжена во время восстания 404 года. Та же участь постигла и ее преемницу: она была уничтожена во время печально известного восстания «Ника» в 532 году - катаклизма, который едва не привел к свержению Юстиниана с трона. Восстание в итоге завершилось массовым убийством 30 тыс. мятежников, произошедшем на стадионе для гонок на колесницах – Ипподроме (в наши дни ипподром, который недавно был заново вымощен и отреставрирован, называется Ат Мейданы и располагается рядом с Голубой мечетью). Посетители до сих пор могут увидеть остатки второго воплощения собора: прекрасные мраморные плиты, покрытые искусной резьбой, лежащие снаружи, неподалеку от монументального западного входа в храм, выстроенный Юстинианом, а также ступенчатый фундамент, который можно увидеть в большом котловане слева от главного портала.

Император Юстиниан использовал разорение, причиненное восставшими, в свою пользу: построив новый, гораздо более величественный собор на месте старой церкви, он одновременно прославлял Бога, и, поскольку византийский император считался представителем Бога на земле, укреплял свои позиции гражданского и духовного главы империи. Для достижения своей цели Юстиниан был намерен использовать лучшие материалы, лучших строителей и, разумеется, лучших архитекторов. Поэтому он приказал создать проект здания и контролировать его строительство математику и физику Анфимию из Тралл (современный город Айдын) и эксперту по геометрии – Исидору из Милета (сегодня это всем известное греко-римское поселение на эгейском побережье неподалеку от Кушадасы).

История с куполом

Купола не были чем-то особенным в шестом столетии. Римский Пантеон с его бетонным куполом, который в то время был настоящим открытием, построили за четыре века до Айя-Софии. Храм Асклепия (древний центр врачевания) в Пергаме на турецком побережье Эгейского моря был уменьшенной вдвое копией Пантеона (к сожалению, сегодня его контуры обозначают только два ряда каменной кладки). Однако несмотря на некоторые эксперименты, до появления Айя-Софии большинство храмов опиралось на прямоугольное основание в стиле римского зала для встреч или базилики и имело крутую крышу. 

Уникальность идеи Анфимия и Исидора заключалась в том, чтобы взять за основу существующую модель базилики и увенчать ее огромным куполом около 32 метров в диаметре, вершина которого парила бы в 55 метрах над полом. Но по-настоящему гениальным было решение добавить к основному куполу два полукупола: один – на востоке над апсидой, а второй – на западе над главным входом.  Это позволило архитекторам достичь удивительного ощущения пространства, которое складывается внутри Айя-Софии, когда ваш взгляд все время устремляется вверх, как и планировали создатели этого здания. Парящее пространство под куполом, все покрытое мерцающей золотой мозаикой и освещенное 40 окнами, расположенными в основании центрального купола, символизирует собой небеса.

Инженерное искусство и другие вопросы

Инженерное искусство, которое позволило создать это здание, действительно потрясает. Пройдитесь вокруг одного из массивных столбов, которые принимают на себя большую часть веса купола, и вы увидите, насколько они прочны, при этом не забывайте о том, что каждый из них удерживает на месте монументальная опора. План не был безупречным, но возможно именно это и придало ему такую смелость и оригинальность. Через двадцать один год после завершения работ части купола обрушились в результате землетрясения, и сын Исидора Милетского, столь же талантливый, как и его отец, был приглашен для проведения работ по восстановлению здания. Его решением было увеличение высоты и количества ярусов купола, что сделало его более устойчивым. 

Айя-София удивляет своими размерами и сегодня, но представьте, как она поражала простого человека времен Юстиниана, когда все остальные здания на ее фоне казались карликами, а прекрасные имперские мечети османского Стамбула, которые привлекают взоры туристов в наши дни, должны были быть построены только через тысячу лет.  Хотя больше попыток построить нечто, столь же грандиозное, как Айя-София, больше не предпринималось, она стала главным в византийском мире образцом для всех церквей, имеющих купол, а также вдохновила османских архитекторов на строительство мечетей. 

Внешний вид собора часто разочаровывает посетителей, которые сравнивают его силуэт с более гармоничными линиями близлежащей Голубой мечети. Конечно, во многом такое впечатление здание производит благодаря опорам, которые веками добавляли для того, чтобы поддержать расшатанное землетрясением строение (хотя некоторые из них, например, те, что были добавлены наиболее прославленным из османских архитекторов Синаном, тоже могут считаться произведениями искусства). К тому же имеет смысл напомнить, что в первоначальном замысле архитекторов не было четырех минаретов (один из которых, как вы уже догадались, спроектировал Синан), которые сегодня подобно часовым стоят по углам здания. Также в проект не входили и разнообразные гробницы султанов, позже построенные поблизости. 


Внутри шедевра

Между тем, лишь немногие окажутся разочарованы величественным интерьером этой бывшей церкви, так как кроме ощущения движения, порождаемого куполами, здесь всегда есть на чем остановить взгляд. Эксперты не вполне уверены, предусматривала ли когда-либо оригинальная концепция собора мозаику, но если да, то она была уничтожена во время периода иконоборчества (примерно 730-843 гг.), так что мозаика, которую сегодня здесь видят посетители, была добавлена уже после того беспокойного времени. Наиболее интересной с точки зрения экспертов является мозаика, которая изображает Иоанна Крестителя и Богородицу. Они молят Иисуса Христа, бесстрастно взирающего на людей, о спасении для всего человечества в день Страшного суда. Эта мозаика, расположенная на стене южной галереи, представляет собой трогательное произведение искусства. Для того, чтобы по-настоящему оценить работу мастеров, запаситесь биноклем, так как ограждение не позволяет посетителям подходить слишком близко. Бинокль также неоценим, если вы захотите рассмотреть мозаику, на которой изображена богоматерь с младенцем Иисусом, расположенную в апсиде.

Другие мозаики позволяют нам представить, как выглядели некоторые византийские правители. Над главным входом между внутренним притвором и нефом вы можете увидеть Льва VI, простертого ниц перед восседающим на троне Христом. Император молит о прощении за то, что женился в четвертый раз, хотя православная церковь разрешает только три брака. Или, например, мозаика, на которой императоры Юстиниан и Константин стоят по обе стороны от Девы Марии и младенца Иисуса, один из них держит в руках модель Айя-Софии, а другой – модель обнесенного стеной Константинополя. Здесь есть еще много другого, на что можно посмотреть: от надписей викингов, оставленных на перилах южной галереи, до роскошно вырезанных капителей, на которых оставили свои подписи император Юстиниан и его жена Теодора, от багрянистых колонн из египетского порфира до пустой (его останки, предположительно, бросили уличным псам после возврата Константинополя Византии в 1261 году) могилы венецианского дожа Дандоло, который помог крестоносцам при захвате Константинополя в 1204 году.


Духовный центр двух империй

Когда 29 мая 1453 года султан Мехмед Завоеватель вошел в Собор Премудрости Божией, в истории одного из величайших зданий мира началась новая глава. В течение примерно тысячи лет Айя-София была религиозным центром одной из наимогущественнейших (хотя и часто оговариваемых) империй – Византийской империи. Султан Мехмед II, который видел себя естественным и полноправным преемником Византии, сразу принял решение, что этот собор должен стать мечетью. Несмотря на тот факт, что многие другие императорские мечети были построены во время османского правления, мечеть Айя-София, как называли собор,  осталась самой главной мечетью города, находясь в непосредственной близости от резиденции султана и политического центра империи – дворца Топкапы. И как ранее в соборе с торжественностью и пышностью венчали на царство византийских императоров, так теперь новые османские султаны впервые являли себя народу на пятничных молитвах. Поскольку собор превратился в мечеть, немного в стороне от апсиды в стене сделали нишу (михраб), обращенную к Мекке, византийский амвон или кафедру сменил минбар, появились платформы для молитвы (хюнкяр махфиль), медальоны (левха), на которых написаны имена Аллаха, Пророка и первых четырёх халифов. Находясь в самом сердце империи, еще более могущественной, чем Византия, это место оставалось местом отправления религиозных служб и официальных церемоний. 

С 1930х годов Айя-София становится музеем. Являющаяся прорывом в архитектуре, расположенная на первом холме Стамбула и пышно украшенная, ставшая домом для двух великих религий, Айя-София – одно из наиболее  известных зданий мира.

Музей Айя-София: открыт ежедневно кроме понедельника, летом работает с 9 утра до 7 вечера, вход разрешен до 6 вечера. Аудио-экскурсии – 10 TL , вход – 20 TL.

МК-Турция