Что осталось в Турции от "Семи церквей Апокалипсиса"?

1886

«Вот тайна семи звезд, которые ты увидел в моей правой руке и семи золотых светильников:. Семь звезд - ангелы семи церквей и семь светильников - семь церквей» (Отк. 1.20).

Пожалуй, один из самых мистических христианских текстов это последний текст Нового Завета – «Откровение» одного из 12 апостолов – Иоанна Богослова. Иначе эта книга называется «Апокалипсис».

Чем заинтересовало «Откровение» именно меня? Оно является прямым посланием Иисуса семи церквям: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Отк.1:11). Далее следуют письма в каждую из церквей, в которых Иисус указывает им дальнейший путь развития, превознося хорошее и критикуя плохое в них. Удивительно же то, что все эти церкви находились на территории современной Турции.

Многие туристические компании предлагают экскурсионный тур «семь церквей Апокалипсиса». Безусловно честнее было бы им писать «семь мест, где были расположены города, в которых находились церкви Апокалипсиса». Но так ведь не звучит? Зато правда. Время нещадно. И блиставшие былым величием города ныне лежат в руинах или превратились в небольшие деревни и поселки. Их древние названия давно позабыты, и ни одной церкви полноценно не сохранилось – фундаменты, развалины, догадки.

Итак, что же Вы сможете увидеть, если решитесь отправиться в паломнический тур к семи церквям «Апокалипсиса»?

Эфес - современный город Сельджук. Эфес на сегодняшний день является крупным туристическим центом, по причине удивительной сохранности самого античного города, но все мои попытки выяснить что-нибудь про византийскую церковь, имеющую отношение к «Откровению» не увенчались успехом. Меня то направляли к церкви, где по преданию умерла Дева Мария, то указывали на базилику, где по легенде был похоронен сам Иоанн, и решительно не понимали, что еще я пытаюсь найти. В любом случае Эфес увидеть стоит, потому что это нечто уникальное и неповторимое, да и христианских святынь там хватает.

Смирна - современный Измир. Самой древней церковью в Измире является церковь Святого Поликарпа. Она и считается наследницей той самой смирнской церкви. Но никак не может являться непосредственно этой церковью, потому что св. Поликарп был сожжен в 155 году, уже позже написания «Откровения».

Пергам - современный Бергама. Здесь никаких сомнений, в том, куда именно следует отправиться, у Вас не возникнет. Здание базилики настолько монументально, что даже в полуразрушенном виде выглядит весьма значительно и торжественно. Называется она Красная базилика или Кызыл авлу.

Фиатира - современный Акхисар. В белой крепости (а именно так переводится название города) Вас тоже ждут сплошные исторические загадки. Археологи там обнаружили нечто куда более древнее, чем Византийское царство. Предположительно это был языческий храм, на месте которого была воздвигнута та самая четвертая церковь «Апокалипсиса». Ныне же на этом фундаменте возвышается мечеть Улуджами.

Сардис – современный Салихли. Сардису не повезло, пожалуй, больше всех. Город был разрушен подчистую во время нашествия Тамерлана. В таких случаях, обычно, пишут, что камня на камне не осталось, но в Сардисе несколько камней все-таки сохранилось и Вы сможете найти развалины византийского храма, правда в весьма плачевном состоянии. Это и есть пятая церковь.

В Филадельфии – современный Алашехир, сохранились руины византийской церкви Святого Иоанна. Считается, что это остатки шестой церкви «Апокалипсиса».

В Лаодикии – современный Эскихисар, не удалось обнаружить абсолютно никаких следов церкви. Считается, что лаодикийская церковь была самой маленькой из семи. Только это и смогло успокоить меня при всей тщетности моих поисков. Есть, впрочем, развалины античного города, прогуливаясь среди которых можно строить догадки о местонахождении церкви.

Прекрасным завершающим аккордом в этой октаве может стать посещение острова Патмос. Остров на данный момент является греческим. На Патмосе расположен удивительной красоты действующий православный монастырь, основанный в XI веке и занесенный в список объектов ЮНЕСКО. Недалеко от монастыря находится пещера, где по преданию Иоанн Богослов получил свое «Откровение».

Тайна «Апокалипсиса»

Если рассматривать текст с самой прозаичной точки зрения, то все эти церкви, к которым обращены послания, являлись на тот момент крупными и знаменитыми, были основаны Петром и Павлом и были хорошо знакомы самому Иоанну. Так что весьма логичным было обращаться к христианскому миру, во-первых, через крупные религиозные центры, во-вторых, через церкви, в которых Иоанна знали и соответственно прислушались бы к посланию от него. Да и к тому же путь распространения писем получается очень логичный и складный, начиная от острова Патмос, где в момент написания Иоанн находился в ссылке.

Но это же так скучно! А «Апокалипсис» написан столь загадочно и символично, что даже странным было бы не заподозрить в названиях церквей скрытой тайны.

Число семь само по себе весьма мистическое. Тут сразу вспоминаются и семь чудес света, и семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и даже детские цветик-семицветик и Белоснежка с ее гномами.

Кстати, что касается других религий, а не только христианства (где так же присутствуют семь дней творения и семь добродетелей), то и в них повсеместно фигурирует семерка: в индуизме всегда всего семь (священных городов, морей, мудрецов); в исламе семь ворот ада и небес рая, и во время Хаджа мусульманин должен семь раз обойти вокруг Каабы; в иудаизме семь свечей в меноре (подсвечнике); в православии семь таинств, семь смертных грехов и так далее.

И вот уже почти две тысячи лет («Откровение» было написано по разным источникам в период где-то между 65-95 годами) лучшие умы человечества – Розанов, Булгаков, Соловьев и др. –  пытаются разгадать тайну «Апокалипсиса»: почему именно эти церкви избрал Иисус для того, чтобы отправить им свое послание? Вариантов толкований за эти годы накопилось немало.

Некоторые усматривают тайный смысл в карте расположения церквей, видя в ней подъем и спад, и утверждают, что речь идет не о церквях в своем физическом проявлении, а о ступенях развития христианской церкви на ее пути. Кто-то чертит сложные графики и таблицы, наполненные расчетами и соединяющие семь церквей со знаками зодиака, планетами, чакрами или даже зодиакальными эрами. Есть мнение, что речь идет не о существовавших или существующих ныне церквях, а о церквях, которые только будут существовать в том далеком (или близком) будущем, когда настанет время страшного суда. Какое из предположений верное – выбирать Вам.