Турция в августе планирует начать переговоры с Пакистаном относительно его присоединения к своей программе истребителя пятого поколения "Каан" (Kaan).
Об этом на церемонии спуска на воду корвета "Тарик" (Tariq) в Карачи, который строился по турецкому проекту "Милгем" (MILGEM) в интересах Исламабада, сообщил заместитель министра обороны Турции Джелал Сами Тюфекчи.
"Очень скоро, в течение этого месяца, мы будем обсуждать с нашими пакистанскими партнерами официальное присоединение Пакистана к нашей национальной программе истребителя "Каан", - сказал Тюфекчи в ходе мероприятия 2 августа, на котором также присутствовали премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф и вице-президент Турции Джевдет Йылмаз.
По словам Тюфекчи, в разработке турецкого самолета к настоящему моменту уже принимает участие около 200 пакистанских специалистов. По замечанию онлайн-издания "Авиэйшн Уик" (Aviation Week), сроки потенциального принятия Исламабада в программу "Каан" на официальном уровне пока остаются неясными. Однако, если это все же произойдет, это знаменует собой серьезный шаг в сторону ослабления связей Пакистана с Китаем, с которым он на протяжении нескольких лет сотрудничал в области совместной разработки и производства истребителей.
Речь, в частности, идет о нескольких вариантах самолета JF-17 "Тандер" (Thunder), которые Пекин и Исламабад совместно создавали, выпускали и экспортировали. Кроме того, Пакистан стал первым экспортным заказчиком истребителя J-10 китайской корпорации "Чэнду" (Chengdu).
В последние годы, однако, Исламабад в военно-техническом плане стал больше взаимодействовать с Анкарой, которая поставила стране свои беспилотники, включая "Байрактар-ТБ2" (Bayraktar TB2), а также, по ряду сведений, "Акынджи" (Akıncı).
Пакистан также высказывал намерение закупить 30 турецких ударных вертолетов "Атак" (T-129 ATAK) первого поколения, на которые установлены двигатели LHTEC T800 совместного производства американской "Ханиуэлл" (Honeywell) и британской "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce). Однако США отказались выдавать разрешение на реэкспорт своих технологий, поэтому сделка была отменена.
В то же время "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI), возглавляющая программу "Каан", имеет достаточно тесные взаимоотношения с пакистанским государственным авиастроительным комплексом PAC (Pakistan Aeronautical Complex). Дочернее предприятие PAC - "Проджект АЗМ" (Project AZM) - в 2017 приступило к собственным разработкам в области истребителей пятого поколения в интересах Исламабада в рамках программы NGFA (Next Generation Fighter Aircraft).
Генеральный директор TAI Темель Котиль еще в феврале 2022 года объявлял, что "Каан" (на тот момент TF-X) - это "турецко-пакистанская программа истребителя" и его разработка будет вестись с участием специалистов пакистанского Национального университета наук и технологий NUST (National University of Science and Technology). Ученые NUST также ранее были задействованы в проекте NGFA.
Кроме того, часть производственных процессов TAI планировалось переместить в Пакистан в рамках укрепления военно-технического сотрудничества между двумя странами. По мнению "Авиэйшн Уик", на сегодняшний момент неясно, оставит ли Пакистан собственные попытки создать перспективный истребитель, если его предприятия начнут официально сотрудничать в этой области с турецкими.
В ходе июльской выставки IDEF 2023 в Стамбуле к турецкой программе "Каан" официально присоединился Азербайджан, о чем было подписано соответствующее соглашение. Оно, в частности, предусматривает, что Баку и Анкара объединят усилия в разработке и производстве будущего самолета, а также что азербайджанские предприятия будут выпускать некоторые компоненты для истребителя "Каан".
На каких условиях Анкара планирует сотрудничать с Исламабадом, тоже пока неизвестно. Однако, как предполагают эксперты, Пакистану могут отвести в турецком проекте более весомую роль, учитывая его более развитую авиационную промышленность.