Когда Дональд Трамп впервые потребовал от всех союзников по Североатлантическому альянсу выполнения ориентира в 2% военных расходов, Турция с её 1,52% уже находилась в числе сравнительно лучше подготовленных участников.
С тех пор она выполнила это обязательство, превысив порог в 2%, как и все союзники. Но теперь Североатлантический альянс обсуждает долгосрочную цель — довести военные расходы до 5% к 2035 году. Возникает новый вопрос: достигнет ли Турция этого уровня — и стоит ли ей вообще стремиться к нему?
После того как был установлен порог в 2%, Турция действовала быстро. К 2024 году Анкара подняла военные расходы до 2,09% от валового внутреннего продукта, выполнив обязательство, принятое на саммите в Уэльсе в 2014 г.
Вместо того чтобы стабилизироваться на этом уровне, Турция продолжила наращивать финансирование. В 2025 году Анкара увеличила оборонный бюджет на 17,5%, доведя его до 46 миллиардов долларов, или 2,33% ВВП.
В отличие от Болгарии, Венгрии, Франции, Словакии, Хорватии, Черногории, Словении, Албании, Италии, Канады, Португалии, Германии, Северной Македонии, Бельгии, Чехии, Испании и Люксембурга, которые держатся около уровня в 2%, Турция решительно пошла дальше минимума.
Рост военных расходов Турции определяется главным образом рисками на Ближнем Востоке и её активной внешнеполитической линией, а не теми же обстоятельствами, которые формируют оборонную политику стран Восточной Европы.
Двенадцатидневная война между Ираном и Израилем, продолжающиеся израильские военные операции в Газе, Ливане и Сирии и порождаемая ими нестабильность — всё это влияет на стратегические расчёты Анкары. Кроме того, укрепление партнёрства между Израилем и Грецией, включая недавнее размещение израильских систем противовоздушной обороны на контролируемых Грецией частях острова Кипр, вызывает новые беспокойства у Анкары. Одновременно Турция поддерживает значительное военное присутствие — от Сирии и Ирака до Ливии, Сомали и Катара.
Поддержание потенциала, помощь партнёрам и балансирование региональных соперников требуют постоянных инвестиций. Анкара также активно вкладывается в развитие национальной оборонной промышленности, стремясь уменьшить внешние зависимости и обеспечить долгосрочные возможности. Учитывая совокупность внешних рисков и собственных стратегических амбиций, вряд ли траектория роста военных расходов Турции замедлится.
Фактически Турция может достичь уровня в 5% раньше 2035 года — не только потому, что её побуждают к этому союзники, но и потому, что её собственная среда угроз и внешнеполитический курс делают это всё более необходимым.
