В Турции развернулась дискуссия о том, каким образом неопознанный беспилотный летательный аппарат смог приблизиться к столице страны, прежде чем был сбит истребителями F-16 ранее на этой неделе.
Инцидент вновь обострил вопросы, связанные с безопасностью воздушного пространства и прозрачностью официальных разъяснений.
Дрон был уничтожен 15 декабря в районе между округом Элмадаг в Анкаре и соседней провинцией Чанкыры. Министерство обороны заявило, что аппарат «потерял управление» после приближения к воздушному пространству Турции со стороны Черного моря и был уничтожен «в безопасной зоне вне населенных пунктов».
Работы по поиску обломков и установлению происхождения беспилотника продолжаются.
В понедельник полеты в аэропорту Эсенбога в Анкаре были временно нарушены: в качестве меры предосторожности часть рейсов перенаправили после предупреждения Минобороны.
При этом ведомство не раскрыло, кому принадлежал дрон и каким образом ему удалось столь глубоко проникнуть в воздушное пространство Турции до перехвата.
Оппозиция и ряд экспертов требуют разъяснений
Основная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) направила парламентский запрос с требованием объяснить маршрут полета дрона, момент его первого обнаружения радарами и средствами ПВО, а также причины, по которым аппарат смог приблизиться к Анкаре.
Запрос, поданный официальным представителем РНП и депутатом Зейнелем Эмре на имя министра обороны Яшара Гюлера, также содержит вопросы о выводах, сделанных на основе изучения обломков, и о том, были ли в полной мере задействованы возможности раннего перехвата с момента обнаружения дрона до его нейтрализации.
Депутат также поинтересовался, рассматривался ли инцидент как возможная разведывательная миссия, зондирование или провокация на фоне растущей напряженности и рисков безопасности в Черном море.
Инцидент произошел на фоне обострения ситуации в Черноморском регионе, связанного с конфликтом между Россией и Украиной. Президент Реджеп Тайип Эрдоган ранее предупреждал об угрозе превращения региона в зону конфронтации, указывая на «тревожную эскалацию» после недавних атак на суда, включая повреждение турецкого корабля вблизи украинского порта Одесса.
Турция, имеющая выход к Черному морю и поддерживающая контакты как с Киевом, так и с Москвой, стремится избежать прямого вовлечения в конфликт, одновременно предупреждая о риске его распространения.
В парламентском запросе также поставлены вопросы о том, проводилась ли после инцидента проверка мер противовоздушной и противодроновой обороны Анкары и критически важных объектов, а также был ли подготовлен официальный отчет по итогам происшествия.
Заместитель председателя РНП по вопросам обороны, отставной контр-адмирал Янкы Багджыоглу заявил, что уничтожение дрона вдоль коридора Чанкыры–Элмадаг вновь оживило давние споры о состоянии турецкой системы ПВО. В публикации в X он подчеркнул необходимость критики для выявления ошибок ответственных структур, одновременно предостерегая от спекуляций и риторики, способных подорвать моральный дух личного состава Турецких вооруженных сил.
Он также отметил важность прозрачности и призвал Министерство обороны на ближайшем еженедельном брифинге четко разъяснить, как был обнаружен дрон, какие шаги предпринимались после его выявления и какие корректирующие меры были приняты. По его словам, без ясной информации будут сохраняться дезинформация и путаница.
Журналист Мурат Йеткин в статье на своем личном сайте также задался вопросом о возможной принадлежности беспилотника, не исключив, что он мог относиться к ТСК и выйти из-под контроля, либо принадлежать одной из стран НАТО, активно действующих в Черном море, за исключением России и Украины. Он также поинтересовался, почему дрон не был обнаружен и уничтожен еще над Черным морем, и не произошло ли «задержки в цепочке командования» при принятии решения о перехвате.
Отставной дипломат Намык Тан обратил внимание на наличие стратегических объектов вблизи места падения дрона — деревни Караджахасан, расположенной недалеко от крупных предприятий оборонной промышленности, несмотря на официальные заявления о «безопасной зоне». Он задался вопросом, были ли радарные системы достаточными и не оказалась ли турецкая ПВО «неспособной своевременно обнаружить вторгшийся беспилотник».
Тан также раскритиковал официальные заявления о готовности, заявив, что общественности предлагаются «успокаивающие истории», тогда как в системе противовоздушной обороны сохраняются серьезные пробелы.
Инцидент произошел на фоне активизации дискуссий о закупке Турцией российских зенитных ракетных комплексов С-400 и о проекте национальной системы ПВО «Стальной купол». В 2019 году Вашингтон исключил Анкару из международной программы F-35 после получения Турцией российских комплексов, несмотря на возражения западных союзников.
США считают, что С-400 представляет угрозу для технологий НАТО и может привести к утечке чувствительных данных о малозаметных самолетах. Турция добивается возвращения в программу F-35, однако Вашингтон увязывает это с отказом от эксплуатации и владения системой С-400.
Проект «Стальной купол» представляет собой интегрированную многоуровневую систему ПВО, предназначенную для защиты воздушного пространства Турции. Она основана на отечественных технологиях, включая элементы искусственного интеллекта, и рассчитана на противодействие угрозам от беспилотников до баллистических ракет.
Турция, являющаяся членом НАТО, представила «Стальной купол» в августе 2024 года как часть плана по созданию многоуровневой системы противовоздушной обороны по образцу израильского «Железного купола». В отличие от израильской версии, турецкая система предназначена для нейтрализации более широкого спектра угроз, включая беспилотники, крылатые ракеты и самолеты.
Система официально поступила на вооружение 27 августа после поставки первых машин, радаров и средств радиоэлектронной борьбы. Власти заявляют, что проект призван усилить сдерживание и поддержать способность Турции разрабатывать и экспортировать собственные системы противовоздушной обороны.
