Новый закон Турции о дезинформации, представленный на голосование в парламент, усилит контроль президента Реджепа Тайипа Эрдогана над социальными сетями в преддверии выборов, запланированных в следующем году.
Так считают Сулейман Озерен, профессор Университета Джорджа Мейсона и старший эксперт Института политики Ориона, и Суат Чубукчу, преподаватель Американского университета.
Чтобы победить на предстоящих выборах, у Эрдогана есть два варианта: найти быстрое решение для спасения турецкой экономики или прибегнуть к жесткой тактике против оппозиции, написали Озерен и Чубукчу в статье в National Interest в среду.
Турецкая Партия справедливости и развития (ПСР), не желая или не имея возможности решить экономические проблемы в своей стране, готова прибегнуть к знакомому политическому инструменту: подавлению оппозиции, считают эксперты.
Правящая коалиция Турции, ПСР и Партия националистического движения (ПНД), в преддверии выборов продвигают новый закон, призванный подавить инакомыслие в Интернете и социальных сетях. Вопреки тому, что законопроект представлен как правовая основа против дезинформации, он еще больше расширит возможности троллей ПСР и их доминирование в сфере социальных сетей.
Комитет парламента недавно одобрил так называемый законопроект о «дезинформации», который теперь будет представлен на голосование и, как ожидается, будет принят большинством голосов. Правительство утверждает, что новый закон необходим для предотвращения «фейковых новостей, дезинформации, провокаций и самосуда в социальных сетях». Закон был представлен после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал соцсети «угрозой демократии». Турецкий лидер никогда не допускал критики в свой адрес или своего правительства.
Двадцатилетнее пребывание Эрдогана на посту президента Турции и главы ПСР отмечено созданием государственной монополии на традиционные СМИ. Согласно отчету Freedom House, опубликованному в этом году, «более 90% турецких медиа-сетей зависят от государственных тендеров и принадлежат крупным компаниям, имеющим тесные личные связи с президентом Эрдоганом». Оппозиционные политики и критики правительства, так и не получившие доступ к газетам и телеканалам, были вынуждены перенести свои критические голоса на альтернативные цифровые платформы и платформы социальных сетей. Эти платформы, такие как Twitter и YouTube, позволили оппозиции обходить (хотя и очень ограничено) цензуру ПСР в отношении СМИ и других информационных платформ, осмеливающихся сообщать общественности о нарушениях партии или выражать мнения, противоречащие пропаганде правительства.
Правительство ПСР уже приняло законы, «устанавливающие цензуру и блокирующие доступ к онлайн-СМИ, критикующим политику правительства». В отчете Freedom House отмечается, что после «принятия нового закона в 2020 году крупные компании социальных сетей, такие как Facebook, Twitter и YouTube, были вынуждены открыть представительства в Турции и реагировать на требования властей об удалении контента». С помощью нового закона правительство намерено еще больше ограничить свободу слова в социальных сетях и ввести суровые наказания в отношении тех, кто публично распространяет ложную информацию о национальной безопасности и общественном порядке с целью создания нестабильной ситуации, путем вынесения приговоров осужденным на срок от одного до трёх лет тюрьмы.
В преддверии всеобщих выборов Турция столкнулась с углубляющимся экономическим кризисом и растущим общественным недовольством. Общественное доверие к Эрдогану и его политике подорвано из-за роста инфляции, девальвации турецкой лиры и увеличения безработицы. Контроль над риторикой и доминирование в публичных дебатах никогда ещё не были столь важны для Эрдогана и его партии.
Чтобы победить на предстоящих выборах и сохранить власть, у турецкого лидера есть два варианта: найти быстрый и эффективный способ восстановления экономики Турции или прибегнуть к жесткой тактике против оппозиции. Поскольку у Эрдогана нет действенного решения для выхода из экономического кризиса в стране, он воспользовался единственными инструментами, которые у него остались в арсенале, а именно усиление репрессий правительства против лидеров основного оппозиционного блока, подавление инакомыслия, и контроль повестки в социальных сетях под предлогом борьбы с дезинформацией. Это шаги отчаявшегося лидера, который ложно утверждает, что социальные сети являются одной из главных угроз выживанию демократии в Турции.
По словам Эрдогана, законопроект направлен на «предотвращение систематического распространения фейковых новостей и дезинформации» и введение «новых правил и обязанностей для компаний социальных сетей и пользователей в отношении их деятельности». Тем не менее, по иронии судьбы, ПСР с начала 2012 года управляет одной из крупнейших поддерживаемых государством армий троллей, так называемых ПСР-троллей, для манипулирования общественностью посредством дезинформационных кампаний и фейковых новостей. В июне 2020 года Twitter удалил более 7 тыс. аккаунтов троллей, поддерживаемых ПСР.
Озерен и Чубукчу проанализировали архив поддерживаемых турецким государством аккаунтов троллей, выявленных Центром прозрачности Twitter. Они также изучили характеристики учетных записей и их риторику и обнаружили растущую тенденцию создания учетных записей ПСР-троллей перед выборами. Например, местные выборы 2019 года совпали с самым большим всплеском числа новых аккаунтов троллей. Кроме того, правящая партия увеличивала численность своей армии троллей в ответ на крупные события, создавшие чрезвычайные проблемы для правительства ПСР, такие как протесты в парке Гези (2013 год), коррупционный скандал «Большая взятка» (2013 год), протесты из-за кризиса в Кобане (2014 год) и попытка государственного переворота в июле 2016 года. Операторы аккаунтов-троллей координировали свои усилия с целью доминирования в общественном дискурсе, определения общественной повестки в соответствии с интересами правительства ПСР, а также очернения и дискредитации политического недовольства. Чтобы распространять сообщения по всему политическому спектру турецкого общества, многие из этих аккаунтов троллей получили различную политическую направленность, в том числе проэрдогановскую, кемалистскую, националистическую и прокурдскую.
Предлагаемый закон является намеренно расплывчатым, что позволяет правительству решать кто виновен в распространении лжи, и принимать суровые меры для наказания нарушителей, как правило, инакомыслящих критиков, голоса которых власти Турции хотят заглушить.
Кроме этого документ косвенно позволяет армиям троллей ПСР доминировать в публичном дискурсе в социальных сетях, даже когда тролли преднамеренно распространяют ложь. ПСР не закроет эти учетные записи в социальных сетях и вместо этого будет использовать предложенный закон для оправдания создания механизма государственной цензуры, который она может использовать в качестве оружия с целью достижения партийного преимущества и контроля повестки до и во время выборов в следующем году. Цель состоит в том, чтобы лишить оппозицию доступа к медиа-платформам, которые они могли бы использовать для информирования общественности о правонарушениях Эрдогана и его партии на протяжении всего избирательного процесса.
Вопрос, который требует ответа: почему Эрдоган так щепетильно относится к социальным сетям? Политическое выживание. По его собственным словам: «Вопросы СМИ и коммуникации, а также борьба с социальными сетями и дезинформацией имеют жизненно важное значение с точки зрения обеспечения нашего политического и социального выживания».