Турция прокладывает свой собственный путь в экономике и внешней политике

| National Interest

Настойчивость президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в сохранении низких процентных ставок привела к инфляции, которая в настоящее время превышает 60%.

Так считает Роберт Эллис, международный советник Исследовательского института европейских и американских исследований (RIEAS) в Афинах, в статье в National Interest.

По словам Эллиса, так называемый неоосманский подход к внешней политике также потерпел неудачу, а пресс-секретарь Эрдогана Ибрахим Калын назвал сложившуюся ситуацию «драгоценным одиночеством». Тем не менее, по словам аналитика, очередная смена повестки президента Турции «едва ли станет неожиданностью».

В преддверии президентских и парламентских выборов в Турции, запланированных на июнь следующего года, президент Эрдоган отчаянно нуждается в решениях. Турецкая экономика терпит крах: инфляция в марте достигла выше 60%, и вопреки традиционной экономической теории турецкий лидер настаивает на сохранении базовой ставки Центрального банка на уровне 14%.

Президент назвал процентные ставки «матерью и отцом всего зла», а в декабре в прямом обращении к Турецкой ассоциации промышленности и бизнеса (TÜSİAD) заявил, что как мусульманин он продолжит снижать ставки в соответствии с исламскими учением.

По словам турецкого обозревателя Эрдала Саглама, Эрдоган советуется с исламским теологом при принятии решения о денежно-кредитной политике.

Как бы то ни было, турецкие потребители столкнулись с массовым повышением цен на электроэнергию, газ и даже сахар.

Эрдоган десять лет назад объявил о своей цели вырастить «благочестивое поколение», но это тоже имело неприятные последствия, несмотря на резкое увеличение числа имам-хатипов - религиозных средних школ. Учебная программа для обычных школ также была пересмотрена, чтобы отразить его взгляды.

После попытки государственного переворота, предпринятой в июле 2016 года, обозреватель Мехмет Йылмаз написал о Турции как о «стране, где невежество расцветает, а на грамотных людей смотрят свысока». Данное обстоятельство стало основной причиной утечки мозгов среди турецких врачей и того, что более 70% представителей поколения Z (молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет) предпочли бы жить за границей.

Недавний опрос показал, что большинство представителей этого поколения проголосовали бы за оппозицию против правительства Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана.

Еще одна особенность традиционного турецкого общества, которую исламское правление Эрдогана пыталось подавить, — это употребление раки (алкогольный напиток). В 2002 году, когда к власти пришла ПСР, бутылка стоила 7 лир, а сейчас 249 лир (17 долларов США), что не по карману большинству турок.

Под влиянием коллапса экономики и вторжения России в Украину внешняя политика Турции волей-неволей сделала новый поворот. Именно турецкий профессор Ахмет Давутоглу, который сначала был советником Эрдогана по внешней политике, а затем министром иностранных дел и премьер-министром, являлся движущей силой экспансионистской внешней политики, получившей название «неоосманской».

Давутоглу мечтал о новом мировом порядке («nizam-ı âlem»), османской концепции, согласно которой мировым порядком, политическим, социальным и экономическим, управляла религия (ислам). Ливанская газета Dar Al-Hayat даже призвала Эрдогана восстановить Османскую империю и стать халифом всех мусульман.

Это, однако, также имело неприятные последствия. Ливанский редактор Джихад аль-Зейн, бывший сторонник ПСР, в 2013 году высказал мнение, что поведение Эрдогана больше похоже на поведение арабского военного правителя старого образца.

В результате Ибрахим Калын, сменивший Давутоглу на посту главного политического советника и ныне являющийся пресс-секретарем Эрдогана, написал в Twitter о «драгоценном одиночестве» Турции, которая оттолкнула практически всех своих соседей.

Калын неделю назад на форуме 2022 года в Катаре вновь призвал к новой архитектуре глобальной безопасности, но опять же не определил, из чего она должна состоять. Но смысл ясен. Говоря о нынешнем кризисе на Украине, он ясно дал понять, что равновесие, которое сформировало международный порядок после окончания холодной войны, во многом связано с кризисом.

Это согласуется с нынешним настроением в Турции, где около 48% обвиняют Соединенные Штаты и НАТО в событиях на Украине, а 33,7% турок считают, что ответственность несет Россия.

Пресс-секретарь турецкого лидера не только подчеркнул, что Турция сыграла роль противовеса поддерживаемому Россией режиму в Сирии, но и то, что посредничество Анкары между Москвой и Киевом стало возможным благодаря хорошим отношениям Турции с обеими странами. Он подчеркнул, что эти посреднические усилия станут ключевыми с точки зрения формирования новой архитектуры безопасности.

Обозреватель Семих Идиз задался вопросом, искренен ли в конечном счете турецкий лидер. Многие считают, что Эрдоган может легко снова изменить курс в зависимости от того, куда дует ветер, что, весьма неудивительно.