Эрдоган и Партия справедливости и развития (ПСР) не хотят чтобы их план о вмешательстве в сирийский конфликт был забыт, и потому держат его на повестке.
«Турция не будет сторонним наблюдателем свершившегося факта в Сирии», - заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Заместитель премьер-министра Нуман Културмуш, в свою очередь, отметил, что ни одна группировка или организация не могут править в регионе. Тем не менее в течение многих лет они сознательно их поддерживали и состояли в союзе с этими группировками.
Итак, что же электорат думает на этот счёт? В этом месяце исследовательская компания АКАМ (Евразийский центр опроса общественного мнения), наиболее точно предсказавшая исход последних двух выборов, провела опрос. В ходе опроса были получены очень важные данные, которыми хотелось бы поделиться. В соответствии с результатами исследования общественного мнения, проведённого AKAM со 2 по 6 июля 2015 года, 63,5% избирателей ПСР находят сирийскую политику правительства неэффективной.
Следует отметить, что 78,1% избирателей, поддерживающих ПСР, не хотят какого-либо вмешательства Турции в сирийский вопрос. Что касается электората других политических партий, то и здесь подавляющее большинство (свыше 90%) также выступает против вмешательства.
Стоит упомянуть ещё об одном немаловажном моменте. Оказывается, что, вопреки ожиданиям, в случае вмешательства в дела Сирии ПСР может потерять голоса избирателей. 30% избирателей ПСР заявили, что не будут голосовать за правящую партию, если правительство начнёт военную операцию в Сирии.
В ходе опроса был выявлен ещё один довольно удивительный факт относительно процесса мирного урегулирования курдского вопроса, в котором Партия националистического движения (ПНД) отказывается занять гибкую позицию. Почти 51,5% избирателей ПНД считают, что мирный процесс должен продолжаться. Количество тех, кто поддерживает или же выступает против нынешней политики партии в отношении мирного процесса, разделилось поровну, составив по 48,5%. Это говорит о том, что ПНД следует серьёзно задуматься о своей политике и о своём электорате.
На самом деле, у избирателей ПНД сложилось противоречивое мнение относительно поведения партии в ходе выборов спикера парламента. Всего 33,4% избирателей ПНД поддержали решение партии «слить» голосование, в то время как 38,5% считают этот поступок неправильным. Следует принять во внимание ещё одни очень важные данные, полученные в ходе исследования.
По мнению избирателей, политика ПНД в отношении прокурдской Демократической партии народов (ДПН) кажется довольно спорной. Порядка 38,5% опрошенных избирателей ПНД находят эту позицию неправильной, а это довольно много. Приведенные выше результаты опроса вырисовывают довольно примечательную картину того, как относятся политические партии к своему собственному электорату. Если военная операция в Сирии на самом деле будет иметь место, то ПСР потеряет большую часть своих избирателей.
Правящая партия навсегда попрощается с курдскими избирателями, которые вряд ли когда-либо вновь поддержат ПСР. Подобный расклад событий приведёт не только к снижению рейтингов правящей партии, но и повлечёт рост как турецкого, так и курдского национализма, усилив тем самым позиции ПНД и ДПН. Рост турецкого национализма означает, что часть избирателей ПСР перейдут на сторону ПНД. Единственная возможность для ПНД, разочаровавшей как своих избирателей, так и другие политические партии в ходе выборов спикера парламента, укрепить свои позиции и вернуть доверие электората на возможных досрочных парламентских выборах - это вмешательство в Сирию.
В свою очередь, избиратели Народно-республиканской партии (НРП) не хотят, чтобы партия создавала коалицию с ПСР. Электорат одобряет коалицию НРП - ПНД при поддержке ДПН, что невозможно, пока ПНД не пересмотрит своё отношение к ДПН. И такого мнения придерживаются 60,1% избирателей НРП. Что касается электората ПНД, то 55,2% поддерживают коалицию с ПСР. Учитывая нынешнюю ситуацию, пожелания избирателей НРП вряд ли сбудутся.
С другой стороны, желание сторонников ПНД относительно формирования коалиции с ПСР вполне осуществимо. Но, прежде всего, реальная проблема заключается в том, как политические партии воспримут реконструктивные пакеты законов. Это и станет основным критерием.
Например, НРП предложила пакет законов о демократии из 70 статей, который включает снижение избирательного порога до трех процентов. Интересно, как другие оппозиционные партии отнесутся к этому? Вот это действительно раскроет все карты и покажет, кто есть кто. Я надеюсь, что в пакет также входит отмена мировых уголовных судов, которые стали средством ПСР наказывать всех неугодных и инакомыслящих.