Вам известны заявления, сделанные бывшим вице-премьером Турции Бюлентом Арынчем в программе Хакана Челика на турецком телеканале CNN Türk.
Делая подобные заявления, Арынч чётко продемонстрировал весь тот авторитаризм и единовластие, царящие в партии, некогда поставившей свою подпись под демократическими реформами. «Стрелки, сразу переходящие в атаку» и «ручка, пишущая кровью» – всё это механизмы того самого авторитаризма.
«Арынча сдвинули»
Если бы Арынч был послушным мальчиком, он мог бы получить пост председателя партии и премьер-министра, к тому же Давутоглу настаивал на этом. Однако Арынч отклонил свою кандидатуру, а о том, что он будет снят с поста вице-премьера, он заявил ещё годом раньше (28 декабря 2014).
Власть лидера
Бюлент Арынч – тот самый человек, который заявил, что правительство не должно оглядываться на президента (28 декабря 2014). Он человек, сказавший, что «нельзя выстраивать президентскую систему там, где её нет» (3 апреля 2015). Он один из тех представителей власти, кто отстаивал независимость Центробанка и подвергал критике коррупцию. Он был одним из тех трёх человек, которые первыми выступили против «лидерской власти» Эрбакана (духовный наставник большинства основателей ПСР). Двумя другими были Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган… Вот что сказал тогда Эрдоган об Эрбакане: «Если бы он мог просто уйти, он стал бы ещё более ценными. Наши лидеры не умеют уходить, их амбиции чрезмерны. Возможно, они считают: «Если я оставлю своё кресло, никто не постучит в мою дверь» (газета «Milliyet» 4 января 2001).
Откуда и куда движется Партия справедливости и развития?
Имея опыт, ПСР заложила в свою партнёрскую программу и регламент либеральные положения. Одним из них является «правило трёх периодов», которое применялось для удаление тех, кто не может молчать. Это Садуллах Эргин, Хюсейн Челик, Нихат Эргюн, Нимет Баш. Али Бабаджан тоже был убран, но впоследствии бывшие соратники тысячу и один раз просили его вернуться (поскольку были вынуждены пойти на это ввиду ухудшающейся экономической ситуации), и бывший министр экономики согласился вновь выставить свою кандидатуру.
Другие демократические положения в регламенте и программе партии оказались в мусорном ведре. По этой причине авторитаризм в управлении из-за слов Давутоглу оказался переплетён с «непотизмом»... Конечно, при таком отношении «человек совести», подобный Бюленту Арынчу, не смог бы промолчать. Последние два года политической жизни были насыщены предупреждениями и высокопарной критикой. Ах, если бы те, кто молча наблюдал за ухудшением ситуации, заговорили бы подобно Арынчу, тогда бы сегодня Турция не оказалась в таком ужасном положении.
Из истории Ислама
Первые шесть лет правления сподвижника Пророка, третьего Праведного халифа Османа были удачными, последние шесть – нет. Одной из основных причин создавшегося напряжения стал непотизм, распространившийся на его племя и родственников, а также его желание заставить замолчать критику. По данной теме я бы посоветовал, в частности, исламистам почитать ценный труд Мурата Акарсу «Племенная бюрократия и халиф Осман», полностью основанный на исламских источниках.
Эбу Зер, ставший лучшим образцом исламской скромности и нравственности. Аммар, один из сподвижников Пророка Муххамеда, чей моральный авторитет был высок. Первый из знатоков исламского права Абдуллах бин Месуд. Они критиковали подобное поведение халифа. Именно по этой причине они были избиты и изгнаны. Писарь халифа Османа Мерван в отношении этих священных лиц говорил: «Они привносят раздор». При этом настоящей причиной раздора стали вышеупомянутые ошибки власти. А попытка заставить замолчать принесла ещё более плачевные результаты.
Падение власти
Мурат Акарсу в своей книге, которая стала одновременно его докторской диссертацией, отмечает, что кровавые события вспыхнули по причине «ошибок, допущенных руководителями одной за другой» и в результате того, что «у оппозиции были отобраны права, предусмотренные Исламом». (с 60, 283)
Продолжением этих событий стали Верблюжья битва и Сиффинская битва, где мусульмане убивали друг друга. Есть еще сражение при Кербеле, воспоминание о которой до сих пор заставляет сердца обливаться кровью, и символ тирании Язид. А ведь этого всего могло и не быть, разрешись напряженность при халифе Османе.
Любая истории пестрит подобными событиями и словами «если бы». В современном мире либералы вкратце так описали печальный исторический опыт: «Власть падёт, обязательно падёт!»
Поэтому произошло развитие таких принципов, как свобода критики, система сдержек и противовесов, разделение властей, развился такой институт, как внутрипартийная демократия.
Если смотреть с этих точек зрения, то в каком состоянии находится ПСР? Члены ПСР, не потерявшие совести, не оценили предупреждения Бюлента Арынча. Во времена заката османского государства у янычар был слоган «Не заставляйте говорить, бейте!», разве не так?