Принятые в Турции на сегодняшний день законы, нарушающие принцип разделения властей, опасны тем, что предоставляют некомпетентному и безответственному президенту такие же полномочия, какими наделены ответственные министры различных отраслей.
В результате президент получает возможность единолично принимать решения по вопросам, касающимся деятельности разведывательных организаций, безопасности страны и определять «государственные потребности, связанные с исключительными услугами».
Этот закон, позволяющий президенту вмешиваться в полномочия премьер-министра и государственных учреждений, значительно снижает их престиж. Чудовищный «сводный законопроект»
Вступая в должность, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, пытаясь начать c чистого листа, дал указание не выносить на рассмотрение сводные законопроекты. «Премьер-министр издал указ, согласно которому отныне мы не будем выносить на рассмотрение парламента множество мелких законопроектов, т.е. сводные законопроекты… Мы уберём из законодательства такое слово, как «свод», хоть в нём и есть определенный смысл… В результате проделанной работы будут наилучшим образом реализованы другие законы. Это значит, что вы больше на увидите сводку с множеством мелких законопроектов. Это указ нашего уважаемого премьер-министра», – сообщил после заседания Совета министров пресс-секретарь правительства Бюлент Арынч 15 сентября 2014 года.
К сожалению, это весьма разумное решение Давутоглу не смогло осуществиться на практике. Последнее решение по отмене чудовищных «сводных законопроектов», как и по борьбе с непотизмом и беззаконием в попытке снизить напряжение, также не было принято. Так, закон о наделении президента полномочием выделять скрытые ассигнования, в частности для президентского дворца Ак-Сарай, был вброшен в «сводный законопроект» в полночь, за день до голосования в турецком парламенте.
Положение правительства
Важные законы в демократических странах, особенно законы, определяющие полномочия, разрабатываются в экспертных государственных органах, всесторонне обсуждаются в Совете министров, а затем окончательно формулируются на парламентских комиссиях. И только потом проходят через обсуждения в парламенте. В Турции же, в условиях существования чудовищного «сводного законопроекта», статью вбрасывают в ночной пакет, пренебрегая всеми уровнями законотворчества, и в кратчайшие сроки обсуждают в меджлисе. Был ли осведомлён премьер-министр о законе о скрытых ассигнованиях? Обсуждали ли они этот вопрос за круглым столом или нет – я не знаю. Однако максимально быстро был издан закон, сталкивающий друг с другом рычаги государственного регулирования и подрывающий авторитет правительства. Только подумайте! В определённом случае премьер-министр со своей стороны издаст указ о выделении денежных средств… А президент – со своей! И что же, получается, будет осуществлено повторное ассигнование? Заметно ли вам потрёпанное состояние правительства, которое является ответственным органом исполнительной власти, отвечающим, в частности, за практическое исполнение Конституции?
Конституционная проблема
Зачем это нужно президенту? Если ему кажется, что необходимо реализовать скрытые ассигнования, разве недостаточно было бы сообщить об этом премьер-министру? Однако президент, мечтающий о такой системе управления страной, где нет ни премьер-министра, ни правительства, стремится, не меняя прописанных в Конституции их правомочий и ответственности, упразднить полномочия премьер-министра и правительства и максимально завладеть их правами.
И вот тут конституционная проблема.
Правительство несёт ответственность перед парламентом во всех отраслях, которые являются источником для реализации скрытых ассигнований. Внося парламентские и исследовательские предложения и запросы, меджлис тем самым проверяет деятельность правительства. Однако парламент не сможет сделать этого в отношении президента, поскольку де-юре он не является ответственным лицом. Возникшая проблема пока еще не влечёт за собой назревающего конфликта в управлении государственными рычагами, но противоречит полномочиям и ответственностям, зафиксированным в Конституции.