В то время как в Турции на поминальных молитвах сердца людей наполняются желанием отомстить Израилю, Фетхуллах Гюлен в интервью «Уолл-стрит джорнал» делает «неожиданное» заявление. Гюлен называет поведение Израиля «очень мерзким», однако при этом критикует и фонд IHH /турецкий благотворительный фонд, один из организаторов «Флотилии свободы». Прим. ред./: по мнению Гюлена, то, что организация не потратила усилий на то, чтобы заранее взять разрешение у Израиля, означает «нежелание считаться с авторитетом, что не принесёт положительных результатов».
Нетрудно предположить, что слова Гюлена вызвали шок в исламских кругах. Между тем внешнеполитический обозреватель газеты «Заман» Абдульхамит Билиджи на интернет-странице газеты разместил статью под названием «Гюлен скорбит по погибшим и критикует метод». Не дожидаясь выпуска основного номера…
Согласно Билиджи, Гюлен в своём высказывании назвал погибших на корабле «Мави Мармара» мученникми, принёс соболезнования; причина же критического замечания состоит в следующем: «Гюлен считал необходимым попытаться найти какие-нибудь другие способы, чтобы не допустить кризисной ситуации, которая приведёт к тому, что Турция окажется на пороге войны…»
Ислам: от государства до гражданского общества
Начиная с первого дня инцидента публикации в «Заман» носили разнообразный характер. К примеру, вчера заголовок «Заман» звучал так: «Первое доказательство для международного расследования представлено судебной медициной». Между тем заголовки других газет говорили о смерти на поле брани, похоронах жертв, убийстве, совершённом Израилем, о газавате. Разница здесь не просто в тактике…
Эта разница конкретизируется в понятиях «авторитет» и «неповиновение». Гюлен считает неправильным «нежелание считаться с авторитетом», он советует использовать дипломатические методы вместо акций неповиновения…
У IHH же ценятся понятие «гражданское неповиновение» и активистская деятельность. Важно увидеть перемену и разнородность исламского сектора: разнородность, плюрализм, формирование гражданских основ, что создаются в турецком обществе в результате общественной модернизации, то есть урбанизации и открытости внешнему миру, существуют и в исламском секторе…
В нём также наблюдается разнообразие мнений и поступков.
На место ислама последователей Сейида Кутупа и Мевдуди, базирующегося на понятиях «государство» и «шариат», приходит ислам, в котором на первый план выдвигаются демократия и гражданское общество… Как знать, если бы был жив Макс Вебер, возможно, он бы так всё это прокомментировал: «Разве я не говорил?»
Разжать кулаки
Чувствительность Гюлена по отношению к «авторитету» более соответствует традиции и консерватизму в самом общем смысле этого слова, например, пониманию Эдмондом Бурке. Предпочтение дипломатических методов в качестве модели поведения невольно ассоциируется с такими традиционными понятиями, как «несложность, примирение, снисходительность».
Действия же IHH походят, к примеру, на действия «Грин Пис», важными являются понятие «гражданское неповиновение» и активистская деятельность. В ситуациях с Боснией и Чечнёй они помогали всё теми же активистскими действиями.
Обращает на себя внимание то, что обе эти организации открыты миру, что они в определённых вопросах могут быть вместе с людьми разных конфессий, даже с атеистами.
Последний случай показал, что евреи и раввины также придерживаются разных взглядов.
Мне кажется значительнейшим прогрессом то, что сжатые кулаки разомкнулись, что на одной руке показались разные пальцы и что руки готовы к рукопожатию.
Единственным сжатым кулаком, который не в силах размокнуть этот гуманистический, демократический процесс развития, остаётся Курдская рабочая партия — этот кулак прочно схватился за сеющее смерть оружие!