Нелегко поспевать за премьер-министром и министром иностранных дел. За последний месяц их инициативы сыпались одна за другой, нам некогда было и дух перевести.
Саммит по Сомали… Саммит по Боснии и Герцеговине и Сербии… Саммит стран юго-восточной Европы… Совещание по сотрудничеству с северным Ираком… Консультативное совещание с Ираком… Конференция между Афганистаном, Пакистаном и Турцией… Средиземноморская парламентская конференция… Саммит по безопасности в Азии… А сегодня проходит форум сотрудничества Турции и арабских стран…
В то же время Эрдоган совершает визиты в Грецию, Иран, Азербайджан, Грузию, Бразилию и Чили.
Кроме того, в связи с нападением на «Мави Мармара», последовательно или одновременно собираются Совет НАТО, Совет Безопасности ООН, Комиссия ООН по правам человека, Лига Арабских Государств, Организация Исламская Конференция.
Помимо этого, Давутоглу предпринимает бесконечное число поездок. По этому поводу есть даже анекдот:
Давутоглу сопровождает премьер-министра Эрдогана в его поездке по Латинской Америке. Давутоглу вместе со своим штабом решает отправиться в Вашингтон, чтобы на месте оценить ситуацию, сложившуюся в связи с подписанием Турцией, Бразилией и Ираном договора об обмене урана. По дороге в Вашингтон делегация, узнав, что Совет Безопасности ООН собирает экстренное совещание по новым санкциям против Ирана, поворачивает в Нью-Йорк.
Когда делегация добирается до стеклянного небоскрёба штаб-квартиры ООН, у всех её членов уже изрядно отрастают бороды и усы. Да ещё и цвет галстука у Давутоглу не слишком соответствует атмосфере совещания. Ему приносят галстук из посольства Турции в Нью-Йорке, расположенном прямо напротив здания ООН, Но члены делегации не успевают побриться и приходят на собрания уже, по меньшей мере, с двухдневной щетиной. Наш коллега из ООН, рассказывая анекдот, улыбается: «Члены Совбеза на мгновение растерялись, подумав, уж не иранцы ли к ним пожаловали»…
Мы, не успевая перевести дух, наблюдаем за этим динамизмом, этой многосторонней политикой, этой актёрской игрой глобального масштаба. А страны Запада затаили дыхание.
Набирая воздух в лёгкие, они бормочут о своих сомнениях и беспокойствах, сопровождая их неуместными комментариями типа «Турция, разочаровавшись в Западе, особенно в ЕС, обратила свой взор на Восток…»
Многосторонняя внешняя политика началась не при сегодняшнем правительстве. Страны Запада прекрасно знают, что первый камень был заложен ещё покойным Исмаилом Джемом, но тогда это не служило интересам Запада, поэтому данный факт обходят вниманием.
Опять-таки все видят, что пусть не единственная, но главная цель этой многосторонней политики заключается в том, чтобы благодаря Турции объединить Восток и Запад, Европу и Ближний Восток, однако признать этого на Западе не могут.
Страны Запада возмущаются, потому что экономическая интеграция Турции на Ближнем Востоке, её миротворческие усилия идут в разрез с их собственными интересами. Между тем эта идея вовсе не нова. Она была предложена в 1993 году сразу после подписания Соглашения в Осло. Спросите кем? Израильским лидером Шимоном Пересом!
Турция пытается воскресить мёртвый проект. Разве это плохо?