Что обсудят Эрдоган и Путин в Сочи

Сегодня в Сочи президенты России и Турции - Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган - обсудят урегулирование ситуации в Сирии, совместную борьбу с терроризмом, а также весь комплекс двусторонних отношений. Турецкий лидер прибудет с рабочим визитом по приглашению российского коллеги.

«Лидеры обменяются мнениями по всему комплексу российско-турецких отношений, в том числе в контексте договорённостей, достигнутых на состоявшемся 10 марта в Москве шестом заседании Совета сотрудничества высшего уровня. Предполагается также рассмотреть актуальные региональные и международные проблемы, прежде всего касающиеся совместной борьбы с терроризмом и урегулирования сирийского кризиса», - сообщила пресс-служба Кремля.

До этого Путин и Эрдоган встречались в марте в Москве, с начала текущего года лидеры также пять раз общались по телефону.

Сирийский вопрос

Предполагается, что основной темой переговоров в Сочи будет сирийская проблематика.

Как заявляла канцелярия Эрдогана относительно визита, лидеры в числе региональных тем «планируют обсудить главным образом Сирию». Вместе с тем, поездка Эрдогана в РФ не была запланирована заранее, фактически недавний анонс такого визита стал экстраординарным событием, свидетельствующее о наличии особенной ситуации в сирийской теме, которую в экстренном порядке надо обсудить двум президентам.

В Турции 16 апреля провели референдум по вводящим президентскую форму правления поправкам в Конституцию, которые поддержали 51,4% населения. Несмотря на минимальный перевес сторонников поправок, политические позиции Эрдогана укрепились, 21 мая он, как ожидается, снова станет ещё и главой правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

Переговоры с Путиным запланированы до встречи Эрдогана с президентом США Дональдом Трампом 16-17 мая, до саммита НАТО в Брюсселе и до международного экономического форума в Китае 14-15 мая. Поездку можно оценивать как первый зарубежный визит после референдума, когда большое внимание уделяется именно тому, куда лидер едет в первую очередь. Вероятно, Анкара хочет сначала обговорить сложную сирийскую тему именно с Москвой, а уже потом скорректировать свою позицию для Вашингтона и других мировых столиц.

Турецкое наступление в Сирии и Ираке

Эрдоган заявил о намерении обсудить в ходе предстоящих контактов с российским лидером, а затем с президентом США, операции в Ракке и Манбидже. «После переговоров с Путиным и Трампом, надеюсь, начнётся новая эра в урегулировании ситуации в Сирии и Ираке», - цитирует президента ТАСС. Эрдоган уточнил, что предметом обсуждения будет то, что страны «могут сделать сообща для противодействия Рабочей партии Курдистана (РПК, запрещена в Турции), гюленистов и ИГИЛ (запрещена в РФ)».

После референдума Турция активизировалась в военном плане к югу от своих границ. Стало известно о подготовке новой крупномасштабной наземной операции в Сирии, начались авиаудары по позициям РПК в Сирии и на севере Ирака. Причем на этот раз Турция борется не с ИГИЛ, а именно с курдами, считающиеся в республике террористами.

Анкара опасается укрепления позиций РПК, а также сирийских партий "Демократический союз" и Отрядов народной самообороны (PYD, YPG - признаны Турцией террористическими). Поэтому республика в одностороннем порядке решила начать с ними борьбу.

Опасения связаны с тем, что курдские партии всё ещё получают помощь от США, в том числе оружие. Турция также считает, что курды в Сирии получают определённую политическую поддержку и с российской стороны, что для республики неприемлемо. Большие проблемы для Турции могут начаться в случае, если, учитывая эту поддержку, курды смогут укрепиться на севере Сирии.

Вполне вероятно, что Эрдоган и Путин могут обсудить и режим прекращения огня в Сирии, и совместный мониторинг за его исполнением, проанализировать перспективы астанинских и женевских переговоров, политического перехода в Сирии. Однако всё это Турция намерена обсуждать, стараясь получить гарантии от РФ в том, что никаких особых отношений с PYD и YPG у Москвы не будет.

Если лидеры найдут удобное для всех решение, то именно в этом контексте будут проходить дальнейшие контакты турецкого президента с американским лидером и главами других государств.

Торговые вопросы

Безусловно, дискуссия будет сосредоточена вокруг продолжающихся проблем в импортно-экспортной сфере. Россия по-прежнему не допускает на свой рынок ряд продукции турецкого сельхозсектора. Турция же ограничивает, введя импортные пошлины, закупку российского зерна.

Со своей стороны Турция заявляет, что способна найти альтернативные рынки сбыта тех же томатов, но полностью удовлетворить нужды производителей она, по мнению ряда экспертов, всё равно не сможет. Ведь фермеры вложились в будущие урожаи, взяли кредиты, ожидая, что российский рынок снова откроется. Анкаре жизненно необходимо получить гарантии от России, что урожай в этом году будет куплен российской стороной. Иначе повторится ситуация кризисного периода, когда производители не отправили товары на экспорт, не получили доходов, не выплатили долги по кредитам, а урожай гнил на складах и на полях.

Темы нефтегазового сотрудничества, строительства АЭС «Аккую» также будут подняты на встрече лидеров, но в них в последнее время никаких экстраординарных прорывов нет, так что президенты, как считается, только лишь подтвердят свою обоюдную решимость все эти проекты эффективно реализовать.

Переговоры по С-400

Особое внимание будет уделено вопросу о закупке Турцией ЗРС С-400. Переговоры ведутся с зимы 2016 года, однако ничего конкретного власти не заявляют. Говорится лишь, что переговоры идут позитивно и перешли в завершающую фазу, но пока не достигли этапа подписания контракта.

В вопросе поставок С-400 есть определённые проблемы. Турция хочет получить наиболее выгодные условия, как по цене, так и по передаче части технологий и совместному производству некоторых частей этих ЗРК. Россия же пока хочет только продать комплексы, не нагружая контракт дополнительными условиями.

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу недавно заявлял, что «Турция и Россия достигли принципиальных договоренностей по вопросу покупки систем С-400» и ведут переговоры по вопросам цены и совместного производства. Он также добавил, что республика хотела бы купить ЗРК у НАТО, но страны альянса не отреагировали на желание Турции.