Уроки, которые получила Турция в ходе выборов 7 июня

| Шахин Алпай

Выборы, прошедшие 7 июня, ознаменовали ещё одну победу демократии в Турции. Электорат показал, что не намерен терпеть коррумпированное, своевольное и авторитарное правление.

Стало ясно, что наш народ никогда не последует за политиками, желающими поляризовать общество и сыплющими речами, наполненными ненавистью к оппонентам. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его сторонники должны сделать определённые выводы.

Парламентские выборы 7 июня преподали несколько уроков 65-летней многопартийной политике Турции. Так, в очередной раз подтвердилась тенденция: если в стране длительное время у власти находится однопартийное правительство, то есть большая вероятность того, что оно обратится к авторитаризму. Наглядным примером этого служит правительство Демократической партии (ДП) в 1950-х, а также Партия справедливости и развития, формировавшая своё собственное правительство три срока подряд.

В таких странах, как Турция, где не хватает институтов, обеспечивающих надлежащее функционирование системы сдержек и противовесов в исполнительной власти, и где политики не стремятся к верховенству закона, коалиционное правительство действительно может стать гарантией против злоупотребления властью.

Следует отметить, что последние выборы в Турции продемонстрировали заметный рост политической культуры электората, который показал, что для него не безразличны права человека, верховенство закона и уважение к культурным различиям. Стало ясно, что проблемы, связанные с демократическим правлением, исходят не от избирателей, а вызваны отсутствием учреждений и тенденций, которые бы обеспечивали развитие либеральной демократии.

Наиболее важным показателем роста политической культуры, поддерживающей либеральную демократию, является тот факт, что партии, защищающие основные права и свободы граждан, заручились поддержкой избирателей, в то время как те партии, которые не смогли этого добиться, потерпели фиаско. Безусловно, самым ярким примером обеих тенденций стала ПСР. Когда, только придя к власти, ПСР во главе с Эрдоганом отказалась от исламизма Партии благоденствия (RP) и сделала главным приоритетом своей политики интеграцию Турции в ЕС, это позволило ей набрать почти 50% голосов избирателей. Когда же ПСР повернулась спиной к правам и свободам, доля голосов снизилась примерно до 40% и партия потеряла своё парламентское большинство.

Увеличение доли голосов, отданных за Демократическую партию народов (ДПН) в национальном голосовании, примерно с 7 до 14%, безусловно, связано с проводимой ей политикой защиты прав и свобод не только курдов, но и всех граждан, которые подвергаются дискриминации и угнетению. В конечном итоге ДПН удалось убедить избирателей как курдского, так и турецкого происхождения, что она искренне стремится к мирной и демократической политике. Существует большая вероятность того, что если в будущем ДПН свернёт с намеченного курса, то она потеряет свои позиции.

Тот факт, что Народно-республиканская партия (НРП) набрала только 25% голосов, в значительной степени связан с приверженностью партии кемалистскому авторитарному секуляризму.

Партия националистического движения (ПНД), которая добилась наилучших результатов за всю историю своего существования, набрав 17% голосов, скорее всего, так и останется маргинальной, если по-прежнему будет придерживаться кемалистского уни-культурализма и выступать против демократических прав курдов.

В настоящее время Анкара активно занимается вопросами создания коалиционного правительства из четырех партий с довольно разными повестками. Весьма вероятно, что Эрдоган, надеясь вернуть утраченные позиции, попытается подорвать этот процесс, чтобы воспользоваться своими конституционными полномочиями и провести в стране досрочные выборы. Напомним, что в соответствии с Конституцией, если правительство не будет сформировано в течение 45 дней после официального объявления результатов выборов, тогда будут намечены досрочные выборы. Однако президенту и его единомышленникам следует знать, что, оступившись всего лишь однажды, вернуть свою былую власть уже вряд ли получится. По крайней мере, ранее этого не смогла добиться ни одна партия в Турции.

Поскольку ПНД отказывается вступать в партнерство с ДПН, не может быть и речи о создании коалиционного правительства тремя оппозиционными партиям. В настоящее время возможны только два варианта развития ситуации: ПСР – ПНД или коалиция ПСР – НРП. В какую бы коалицию ни вступила ПСР, им придется пойти на существенные уступки, а именно: оттеснить Эрдогана и отправить политиков, обвиняемых в коррупции, в суд. Нам остаётся только подождать и посмотреть. Однако, независимо от результатов коалиционных переговоров, Турция не может надеяться на достижение политической стабильности без восстановления правопорядка, подорванного правительством ПСР во главе с Эрдоганом.