Вторым среди московских театров открывается театр под руководством Иосифа Райхельгауза — 2 августа уже прошел сбор труппы. Отдохнувшие за лето артисты посмотрели друг на друга со сладким ужасом, готовясь окунуться в новый сезон новых затей своего худрука.
А затеи — ого-го! Страшно ли ступать на острое лезвие политической сатиры, Иосиф Леонидович рассказал “МК”.
— На фоне общего ощущения глобального театрального конфликта — с каким чувством вы открываете сезон?
— С чувством большой тревоги. Ощущение, что возвращается советская власть. Сильно начинают культурой руководить и рассказывать, как правильно работать. За последнее время Москва лишилась Юрия Любимова, Анатолия Васильева, Сергея Арцыбашева. Количество сделанных спектаклей, антреприз, заработанных денег — все это превратилось в такой вал. Мы стали терять выдающихся режиссеров: мои коллеги все больше работают на Западе, все больше делают индивидуальные проекты, все больше пропадает интерес к руководству театром.
Слышу призывы своей администрации и начальства: зарабатывайте деньги! Делайте спектакли, на которые будут покупать билеты! Но мы же знаем, как это делается. Есть ощущение брошенности. Театр много делает внятного по художественному уровню: фестивали, «Класс молодой режиссуры», конкурс молодых драматургов… Но все время слышу: зритель это не ест, сделайте быстро, дешево, удобно. Руководство — те, кто должен помогать, не помогают, но хочется сказать: хотя бы не мешайте.
— Хорошо, а где же корни этих процессов коммерциализации?
— Как только мы начинаем экономить на культуре и образовании — все сразу съезжает, выходят на Манежку, болеют за футбол и бьют арматурой по головам. А мы экономим страшно. Я набрал новый курс в ГИТИСе — мне опять срезали два бюджетных места: «Пусть учатся за свои деньги». Но «за свои деньги» — я не могу проводить реальный конкурс, не могу взять талантливого, но бедного человека.
— Что касается возвращения советской власти… Вашему театру еще в Народный фронт вступить не предлагали?
— Нет, но заявляю: наш театр в Народный фронт не вступит! А если вступит — значит, без меня. Если я во что-нибудь вступлю, то в Союз правых сил, потому что разделяю их программу.
— Насколько я знаю, в новом сезоне вы много чего собираетесь заявить. Например, в готовящемся спектакле «Медведь» по пьесе Дмитрия Быкова…
— Да, «Медведь». Меня уже предупреждали: «Вы что, вы не понимаете, в какое время! Вы не боитесь?» Я боюсь! Но по мне лучше быть уволенным из театра за художественную и гражданскую постановку «Медведя», чем прозябать на уровне наших сегодняшних антреприз. Медведь как символ правящей партии, как наше настоящее и будущее. Это политическая сатира — так ее написал Быков. Спектакль сложнейший по жанру, актерскому ансамблю, декорациям. Он очень дорогой! Того, что нам дает государство, хватит на две лапы от этого медведя. Во имя «Медведя» сотрудники театра не получили премию и получают сокращенные зарплаты, так что медведь уже хорошо наступил нам на голову.
— А о чем там речь пойдет?
— Живет семья. Альберт Филозов — хозяин квартиры, Ирина Алферова — его жена, у них есть сын, которого играет сын Андрея Максимова. Мальчик утром обнаружил в ванной медведя. Сказал родителям — они испугались, вызвали МЧС. Приехало МЧС, и говорят: да у вас зародился символ государственности! Приехала администрация президента, ученые… И началось. В итоге появляется персонаж Бином — две руки, две ноги и две головы. Кто это, догадайтесь.
— А актеры не боятся?
— У них есть генетический советский страх: «Знаете, что с нами сделают?!" Может, и сделают. Даже интересно.
— Говорят, у вас Туминас будет ставить спектакль?
— Я предложил нескольким замечательным режиссерам поработать у нас в этом сезоне. Согласились выдающийся режиссер, мой товарищ Римас Туминас, петербургский режиссер Семен Спивак, который давно ничего не ставил в Москве, и в конце сезона свою работу запустит Дмитрий Крымов. А скоро к нам приедет победитель «Класса молодой режиссуры», болгарский режиссер Пламен Панев. Важная часть планов на новый сезон — друг театра, драматург Евгений Гришковец пишет для нас давно обещанную пьесу под названием «Уроки литературы в Школе современной пьесы». И будет вторая его пьеса — сюжет без текста для продолжения нашего опыта импровизации артистов.