Кто есть кто в современном искусстве в преддверии Московской биеннале, продолжает разбираться “МК”. Герои нашей рублики в этот раз — самые продвинутые художники, участвующие в биеннале, Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев из группы “Electroboutique”. Их арт-объекты могли бы конкурировать с самыми прогрессивными научными разработками (их создатели по образованию — технари), если бы не критиковали плоды прогресса. Как будет жить поколение после апокалипсиса, художники покажут на основном проекте биеннале “Переписывая миры”.
Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев создают арт-объекты на грани научной фантастики. Как вам, например, iPhone в виде башни Татлина? Или завитки из электронных бегущих строк? А для основного проекта биеннале “Переписывая миры” художники готовят арт-объекты будущего.
— Мы готовим две работы, которые связаны с наступающим апокалипсисом, вернее, с осмыслением того, как технологическая цивилизация зашла в тупик, — рассказывает «МК» Алексей Шульгин. — Мы думаем о том, что будет после того, как цивилизация закончится и на ее обломках родится новый мир.
— Каким же он будет?
— Варвары, которые придут после нас, будут необразованны, но вокруг них будут технологии, которые останутся после нашей цивилизации. И они будут ей поклоняться. Зачатки этого есть уже сейчас: молодежь поклоняется гаджетам, устройствам вроде iPhone и iPad. Искусство изначально происходит из культов, обрядов. И нам кажется, что оно к тому же и вернется.
Такие мысли, напоминающие идею романа Татьяны Толстой «Кысь», посещают современных художников. А ведь могли бы спокойно себе изобретать. Алексей Шульгин закончил Институт стали и сплавов, он математик-прикладник. Его напарник Аристарх Чернышев, выпускник Бауманского института, должен был строить космические летательные аппараты. Но жизнь занесла в искусство. Как?
— Математика и программирование — тоже своего рода искусство. Но оно понятно немногим, а мне хотелось обратиться к широкому кругу людей, — готовит Чернышев. Он, кстати, еще и в фотографии, и в музыке успел себя попробовать. В конце 90-х создал необычную рок-группу, лидером который был…компьютер! Тогда у всех появились персональные компьютеры.
— В детстве нам технология представлялась утопически: роботы будут за нас все делать, а люди будут творить, — объясняет идею Чернышев. — Когда я стал постарше, возникла другая, антиутопическая идея: роботы захватят мир и начнут угнетать людей, как в фильме «Терминатор». Я решил, что компьютер уже обладает потенциалом — уже в 90-е годы они могли петь, рисовать, говорить. И я создал уличного музыканта, который играл и в итоге стал рок-звездой.
На арт-сцене киберхудожники выделяются не только техничными произведениями. Они считают, что художник не обязательно должен быть бедным. Потому делают свои выставки похожими на дорогие бутики. Такие арт-магазины они открыли в Англии и Норвегии.
— Бороться с капитализмом нет смысла, — уверены авторы. — Это все равно что бороться с веком, в котором живешь. Потому мы пытаемся соединить современные технологии с таким традиционным художественным жанром, как скульптура, и создать современный новый тип арт-объектов.