Что мы знаем о репрессированном кино? Сколько шедевров надолго осело в пыли в закрытых хранилищах, а то и вовсе пошло под нож жесткой советской цензуры? На этот вопрос попытается ответить фестиваль “Полка. Освобожденное кино”, стартовавший на “Винзаводе”.
Фестиваль рассчитан почти на три недели — вплоть до 18 сентября — и разбит на две части. В первой части — фильмы с 1929-го по 1953-й, во многом судьбоносный для нашей страны год. Сюда войдут в том числе малоизвестные ленты, а также документальное кино и анимация. А параллельно показам в это время будет происходить своя, бурная жизнь: плакаты, коллажи, инсталляции, читка сценариев запрещенных фильмов и даже лекция по истории советского белья, которое тоже в свое время попало под пресс партийной идеологии.
Кроме того, в рамках фестиваля пройдет несколько программ. Стоит отметить ретроспективу «Запретить — значить разрешить: парадоксы советской киноцензуры», подготовленную Андреем Шемякиным, и «Фестиваль советской рекламы», который начнется 1 сентября и покажет ролики, снятые в 1970–1991 годах, в главных ролях которых можно встретить, например, Михаила Боярского, рекламирующего мебель.
— Программа фестиваля, не сможет вместить все полочные ленты, — говорит куратор фестиваля Ольга Паперная. — Только за четыре года работы конфликтной комиссии, занимавшейся освобождением «полочных» картин, было легализовано более 250 картин. Большое место в фестивале мы отвели лекциям киноведов, предваряющим просмотры: за каждой «полочной» картиной стоит настоящая драма, многие авторские версии искалечены цензурными купюрами, а некоторые фильмы и вовсе были уничтожены — «Накипь» Леонида Лукова, «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна, «Рваные башмаки» Маргариты Барской…