Турция заняла седьмое место на «Евровидении», «Бурановские бабушки» стали первыми после Швеции

Лорин вытерла слезы счастья, наши бабушки вернулись на родину народными артистками Удмуртии, Энгельберт Хампердинк с британским достоинством увез домой свои восемь баллов, ирландцы Jedward высушили безнадежно промокшие волосы.

Мы все очень надеялись (хотя и слабо верили), что «Бурановские бабушки» привезут из Баку победу, но их трогательная простота не выдержала столкновения с отменно слаженной и смазанной шведской музыкальной машиной.

«Шведка-то по заслугам победила?», - без излишних прелюдий спросили журналисты у бабушек, когда они на несколько минут появились в пресс-центре. «Заслуженно, нам она очень нравится», - ответили «серебряные» призерки конкурса. «Волновались, когда голосование шло?», - кричали вслед уходящим артисткам. «Не спрашивайте уже, чуть все глаза не проглядели из-за этих строчек», - отшучивались бабули. Настроение у них было очень хорошим, как впрочем и у всей нашей делегации. Поводов для грусти и правда почти нет. Конечно хотелось сорвать банк, но и со вторым местом говорить о вечере обманутых надежд как-то чересчур. Тем более, положа руку на сердце, в «банк» не очень и верилось. Все-таки мысль о том, что снаряд два раза в одну воронку не падает, прочно сидела в подсознании, и представить, что «Евровидение» готово так быстро вновь вернуться в «мазу-Рашу», можно было лишь, если очень хотелось накачать сознание сладким дурманом.

К тому же, итог конкурса был в чем-то предсказуемым задолго до финала. Не только иностранные, но и почти все российские журналисты, перед началом гранд-финала с обреченным вздохом признавали, что Лорин бабушкам скорее всего не перепеть. «Давили» единодушные прогнозы букмереров и статистических опросов, где Лорин уверенно слыла безусловной победительницей с самого начала, равно, как и наши бабушки стабильно «сидели» на второй строчке. Такое «подозрительное» и оправдавшееся единодушие сопровождало только Александра Рыбака на московском «Евросонге» в 2009 г., и этот «урок истории» многие помнили. К тому же давлел «черной меткой» и безаппеляционный прогноз Филиппа Киркорова, который поп-король дал в свой день рождения еще 30 апреля, когда представил гостям шведских музыкантов-иммитаторов группы АВВА и сказал, что сам выступает в роли Бабы Ванги (не Ваенги!) и предсказывает победу Швеции на «Евровидении».

Впрочем, после первого полуфинала многие были настроены все же более оптимистично. Казалось, что звучат и выглядят бабушки невероятно свежо, а всеобщие симпатии к ним просто зашкаливают, что, в общем-то, было правдой. Но иронию, на которой и построен наш номер, к сожалению трудно продавать дважды, и не исключено, что европейское умиление по отношению к бодрым российским пенсионеркам к финалу несколько поутихло. Сам забег на длинную евро-дистанцию дался бабушкам нелегко. В их ближайшем окружении поговаривали, что бесконечные репетиции и прогоны изрядно утомили артисток, и их интерес ко всему происходящему быстро таял. Тем не менее финальное выступление вышло весьма энергичным. Наверное, обереги помогли!

Примечательно, что своего рода оберег был и у Энгельберта Хампердинка. «Я очень дорожу воспоминаниями о знакомстве с Элвисом Пресли, сказал мистер Хампердинк, отвечая на вопрос о знакомстве с Королем рок-н-ролла. – Он мне как-то подарил амулет на удачу, и с тех пор я всегда ношу его с собой». В подтверждение сказанного человек-легенда вытащил из кармана брюк замысловатого вида жетон на цепочке (весьма помпезная вещица в духе Элвиса!) и показал журналистам. Публика впала в восторженную кому. Все-таки сам Хампердинк не такая уж доступная персона, а тут еще бонус от Элвиса. Кстати, кроме талисмана от Пресли помочь Энгельберту должен был опять же… Филипп Киркоров. Он его поклонник со стажем и давно знаком с человеком-легендой. «Мы несколько раз встречались, - подтвердил мистер Хампердинк. – Филипп говорил, что моя музыка очень повлияла на него как на артиста. Так что я надеюсь, что и он и его поклонники проголосуют за меня». Но все надежды и амулеты оказались напрасными.

***

Традиционное журналистское голосование, которое проходит в пресс-центре, в этом году довольно быстро потеряло всякий смысл. Вместо того, чтобы с пристрастием выделить какие-то тренды и выражать собственные музыкальные вкусы, коллеги начали с истерикой проявлять патриотические чувства и двигать своих артистов. Активнее всех были азербайджанцы, и в итоге выбором прессы стала Сабина Бабаева. Голосование телезрителей и жюри отдали Сабине четвертое место и в очередной раз обеспечили Азербайджану почетное членство в первой пятерке. Впрочем, отдавать ей корону самой популярной местной артистки здешние меломаны не торопятся. Бакинская молодежь, например, шумно восторгается господином по имени Эльнур Максфи и его треком «Я друг, ты друг, мы криминальный круг». Сильная вещь! Настоящая этно-гангста-рэп бомба. Похоже, нашим Наггано с Гуфом нужно срочно срываться в Баку, искать человека и начитать что-нибудь вместе.

Вся специфика местных музыкальных вкусов не помешала бакинцам принять «Евровидение» с распростертыми объятиями. Финал смотрели во всех кафе города и просто на улицах, вынося по старой южной традиции телевизоры прямо во дворы. Для цивилизованных смотрин на набережной была организована площадка под названием Euro Village. Сцена, огромные экраны, выступления местных артистов и пиво прилагались. А еще из Euro Village был отличный вид на «Кристал Сарай» (оригинальное название зала), где проходил конкурс, и таким образом даже те, кто не сумел купить билет, не ощущали себя на обочине музыкального процесса.

***

Euro Village строят во всех городах, где разворачиваются европесенные страсти, и очень часто это тусовочное место называют gay-village (гей-деревенькой), намекая на то, что там обязательно проходит миниатюрный гей-парад, ибо «Евровидение» считается культовым событием в жизни (помимо домохозяек и прочих социальных групп) еще и всего европейского гей-сообщества. Потому на «Евровидении» в Москве в 2009-м, скажем, было столько возмущений из-за гонений на гей-парады и требований к победителю Рыбаку озвучить позициию «возмущенной Европы». Он и озвучил тогда, что само «Евровидение» - это прекрасный гей-парад, и потому нечего возмущаться… В Баку восточная строгость нравов в этом отношении конечно исключала не то, что разгон, а само появление колонн с радужными флагами, но все «ориентационные» традиции мероприятия, тем не менее, были тщательно соблюдены. Так что те, кто ехал не только на евро, но еще и на геевидение, вполне получили свое на вечеринках в «Евроклубе». Призывные крики азербайдажнских официантов «да, дАрАгой» тоже не огорчали «профильную» публику, если конечно она понимала по-русски.

Официально же «радужная» тема прозвучала лишь на пресс-конференции француженки Ангун. «В клипе на вашу песню целуются два солдата в противогазах. Это какой-то гей-мессидж?» – с надеждой в голосе поинтересовался один из журналистов. «Я бы так не сказала, но всегда призывала к терпимости, - ответила артистка. – Впрочем, если это поможет мне получить несколько гей-голосов, то я буду рада». Но прессе такой ответ не показался достаточным. «Вы в курсе, что призываете к терпимости в стране, где нарушаются права человека?» - не унимались желающие назвать вещи своими именами. «Не забывайте, что всего несколько лет назад Азербайджан был частью СССР, где вообще не слышали о правах человека, - проявили дипломатичное остроумие Ангун. – Это молодая демократия и, возможно, не идеальная страна, хотя лично я идеальных стран не знаю. Но знаю, что Азарбайджан стал первой мусульманской страной, где женщины получили право голосовать». Для юной поп-пташки это конечно было сильное и самоуверенное заявление, за которое Азербайджан вполне мог быть отдать Ангун 12 баллов. Но не дал ни одного.

***

С каждым годом все больше россиян рассматривают «Евровидение» как повод для путешествия. «Мы из Москвы», «Мы из Тамбова», «Мы из Казани» - то и дело было слышно на улице за день до финала, когда количество соотечественников в Баку изрядно возросло. Они веселыми компаниями гуляли по набережной и улочкам старого города и активно делились впечатлениями. Всем не очень нравились цены на билеты: уже больше чем за месяц невозможно было найти что-нибудь дешевле 170 евро. И это не самые лучшие места. Возможность видеть все с комфортом оценивалась в 400 евро, а наиболее бюджетные билеты продавались по 50 и были раскуплены моментально. Но самые активные евро-энтузиасты не считались с затратами на «Такое!» событие, и в итоге под сводами «Кристалл Холла» колыхалось море российских флагов.

Миллионы же телезрителей по всему миру в очередной раз увидели яркое помпезное представление, полное завидных успехов и очевидных провалов, и стали участниками голосования, в котором логика отлично соседствовала с полным ее отсутсвием. Италия с ее свингующей модницей Ниной Зилли, Германия с перспективным девичьи поп-роком в мужском исполнении от Романа Лоба и Эстония с голосом Отто Лепланда, полным прибалтийского благородства, совершенно заслуженно оказались в первой десятке. Но что там делает Сербия с тремя минутами безнадежной балканской тоски, Азербайджан со страстной по подаче песней, в которой катастрофически не хватало страсти, или Турция, предложившая музыкальный аналог дешевого вина в том смысле, что греет, но не на вкус? Все это еще предстоит осмыслить. Рецидивы так называемого «солидарного» голосования, несмотря на отчаянную борьбу с «этим злом» самого руководства «Евровидения», продолжают проступать неистребимым родимым пятном на лице конкурса. И никакие «независимые профессиональные жюри» (50 процентов голосов которых составляет ныне финальный результат) не мешают «давать по полной» Греции и Кипру, Азербайджану и Турции, Румынии и Молдавии, Сербии и Черногории, всем балканским братушкам друг за друга и т.д. К счастью, этих блоковых и политически мотивированных «векторов» стало так много, что общая картина в целом выходит относительно сбалансированной, и в этом есть забавный парадокс конкурса.

А что же сама девушка-эйфория? С ней все в порядке. К прессе Лорин вышла с широкой улыбкой, призом в руках и желанием говорить немного и только по делу. «Я спала по ночам и хорошо ела, поэтому наверное и победила, - плотоядно пошутила Лорин. – А если серьезно, то главную роль в моей победе сыграло то, что над песней и постановкой мы работали командой, и для меня было все понятно. Искусственный снег, правда, приходилось глотать... Жуткая гадость. Но я по этому поводу особенно не волновалась. Дерьмо случается». Так же она заметила, что из Баку в Швецию увезет воспоминания о невероятно вкусной еде и очень гостеприимных людях.

Безусловно, что на нынешнем «Евровидении» сошлись в главном поединке не столько артисты, сколько два совершенно противоположных концепта – концентрированная и трогательная самодеятельность с простенькими аккордами наших «Бабушек» (и их композитора Виктора Дробыша) с одной стороны и концентрированный профессионализм космического масштаба по степени совершенства и изобретательности, воплощенные маррокано-берберской шведкой Лорин. Какой из подходов правильнее? Результаты конкурса, кажется, подтвердили известный философский тезис о борьбе и единстве противоположностей. Важны были искренность и творческий кураж, то, что называют нынче модным словом «креатив». И «Бабушки», и Лорин, все по своему, но показали себя на «Евросонге» исключительно «креативным классом».

Успех «Бабушек», правда, уже получил вполне российское и совсем не креативное продолжение, о котором, например, та же Лорин, если бы вдруг услышала, то даже бы и не поняла, о чем речь. В село Бураново, оказывается, срочно начали прокладывать асфальт и ремонтировать заборы… В честь победы! А сколько ж таких вот бабулек (а может, и дедулек) должны тогда годами (или веками?) уплясываться на «Евросонгах», чтобы во всех российских деревнях построили хоть какие-нибудь дороги? Иначе никак? Бедная Рассея! Это ж сколько надо упеваться…

ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА «ЕВРОВИДЕНИЯ 2012»:

Швеция (372 балла), Россия (259), Сербия (214), Азербайджан (150), Албания (146), Эстония (120), Турция (112), Германия (110), Италия (101), Испания (97)