Жюри ММКФ шокировало радикальным выбором

36-й Московский международный кинофестиваль многих ошарашил своим финалом. От Глеба Панфилова как председателя жюри ждали взвешенных и консервативных решений. А он оказался радикалом.

Сразу две награды ММКФ ушли японской картине «Мой мужчина» Кадзуёси Кумакири — «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм и «Серебряный» за лучшую мужскую роль — актеру Таданобу Асано. Формулировка главного приза была слишком длинной и пересказывала сюжет — за попытку решить неразрешимую задачу и показать взаимоотношения между мужчиной и юной девушкой, которая оказывается еще и его дочерью. События происходят после землетрясения и цунами, но не 2011 года, а начала 90-х. На экране идут кровавые дожди, а дальние родственники, один из которых стал приемным отцом малолетней девочки, занимаются инцестом, да еще каким. Часть зрителей в ужасе уходила с показа, а Панфилову «Мой мужчина» по-настоящему понравился, иначе бы он не отдал два приза в одни руки. Получал награды самый восхитительный герой этого вечера — советник посольства Японии в РФ. Дважды он зачитывал благодарственные письма лауреатов, один из которых находился в Японии, а второй на Тайване, где трудился в жюри молодежного кинофестиваля. Вот уж был образец эпистолярного жанра! Актер писал о том, что иногда становится слишком нетерпеливым и горячим, но любит свое дело. А режиссер вспоминал годы, когда был подростком. Завершил он свое пространное послание словами о том, что режиссер должен делать все то, что ему хочется.

«Да и да» Валерии Гай Германики тоже пришлась Панфилову по вкусу. Ее отметили за лучшую режиссерскую работу. Германика отреагировала лаконично: «Спасибо! Круто! Класс!» А за кулисами выяснилось, что рассчитывала она на большее, хоть и уверяла, что снимала свой «коктейль гламура и блевотины» для пяти друзей. Многие готовы были поддержать ее только из протестных соображений, за обилие мата и прочей «запрещенки» в контру чиновникам. Вот и Михалков неожиданно стал соратником, заявив на брифинге, что запрещать мат в искусстве не стоит.

Спецприз, опять-таки с длинной формулировкой, вручили турецкой трагикомедии «Свет моих очей» Мелика Сарачоглу и Хакки Куртулуша о почти слепом режиссере, который пытается снимать кино. В короткометражном конкурсе победила российская картина «14 шагов» Максима Шавкина. Жюри документального конкурса под руководством британского режиссера Шона Макаллистера наградило «Глубокую любовь» Яна П. Матушинского о дайвере, который после инсульта продолжает заниматься своим делом.

За лучшую женскую роль жюри отметило украинскую певицу и актрису Наталку Половинку. На церемонии закрытия ее не было. Но, представляя картину «Братья. Последняя исповедь», открывавшую ММКФ, она говорила о том, что их работа — это вызов художников, но «нашего вызова политики не услышат». Награду за Наталку получал киевский кинокритик и глава Союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач. Не все на Украине поддержали решение авторов фильма участвовать в ММКФ. Но оно было правильным, по словам главы украинского киносоюза, потому как культура должна противостоять политическому безумию. «Я очень благодарен деятелям российской культуры, которые относятся с пониманием к ситуации, сложившейся между нашими странами. Она в любом случае закончится благополучно», — сказал Сергей Тримбач. И произнес речь в защиту украинского режиссера Олега Сенцова, задержанного в Крыму полтора месяца назад и обвиненного в терроризме: «Это человек культуры. Его нужно освободить. Если бы я мог обратиться к президенту Путину, я бы сделал это». В ответном слове президент ММКФ Никита Михалков заявил: «Считайте, что вы уже обратились. И я к вашему обращению присоединяюсь». Кстати, вырезаны эти слова из ночной телетрансляции не были, в отличие от выступления Александра Сокурова на «Кинотавре». Михалков выразил солидарность коллегам по цеху, которые вынуждены были подчиниться диктату политиков и не приехали на фестиваль. «Культура вне политики. Это художники. И мы эту солидарность выразим», — продолжил он тему. А до этого уже в который раз в дни ММКФ говорил про санкции, которые коснулись вверенного ему фестиваля и пошли только на пользу. Он придумал для себя очередную «фишку» и транслировал ее неоднократно: «Не было медийных звезд. Ну и чё? Зачем искать глазами звезд? Надо смотреть под ноги и находить тех, кого мы забываем, через кого перешагиваем. Фестиваль делается для нас. Мы самодостаточны. Мы самая большая страна в мире». Накануне закрытия ММКФ Михалков представлял в Доме кино фильм своей студии «Поддубный» Глеба Орлова. Кандидат в мастера спорта по боксу Михаил Пореченков сыграл главную роль, набрав, как выяснилось, даже не 14 лишних кг, а все 25. «Железный Иван» — так называется эта картина в английском варианте. Самое печальное, что такими опусами Михалков портит вкусы публики и репутации своей студии наносит ущерб. Стоит ли после этого удивляться тому, что тридцатилетний зритель, посмотрев эту вампуку, говорит, что фильм смотрится как документальный. Но Михалков был в ударе, с легкостью утащил от микрофона директора российских программ Ирину Павлову, как проделывал это Поддубный на экране.

Приз «Верю! Константин Станиславский» в день закрытия неожиданно получила не заезжая мировая знаменитость, с которыми ММКФ решил покончить, а наша родная Инна Чурикова. Вручая награду, режиссер и непосредственный руководитель актрисы по театру «Ленком» Марк Захаров назвал лауреатку актрисой милостью божьей, работающей в бюджетном учреждении культуры.

В завершение вечера показали фильм «Планета обезьян: революция», где ужасные обезьяны, распространяющие по земле обезьяний грипп, разъезжали верхом на лошадях, говорили чуть ли не человеческим языком. А их главарь произнес: «Обезьяны не хотят войны». Так завершился вечер.

P.S. Как сообщил глава ММКФ, работника бара, продававшего журналистам кипяток по 30 рублей, о котором писал «МК», уволили. Фактически за то, что человек проявил предприимчивость, пока нерасторопные сотрудники ММКФ ничего не делали для того, чтобы обеспечить сносные условия для работы на вверенном им мероприятии. Теперь нашли стрелочника. Стоило только появиться сообщениям в прессе, как тут же завезли кулеры с водой, отремонтировали кофейный автомат. Но того ли уволили?

Светлана Хохрякова, Московский Комсомолец