Первое сейсмическое исследовательское судно Турции готовится к новым миссиям

Первое сейсмическое исследовательское судно Турции Barbaros Hayreddin Paşa в настоящее время готовится к следующей миссии, встав на якорь в черноморском порту Трабзон для планового технического обслуживания.

Надо сказать, что Barbaros Hayreddin Paşa за последние пять лет исследовало более 50 тыс. кв. км, проводя разведку нефти и природного газа в территориальных водах страны.

К своему 100-летию Турция обнаружила огромные объемы нефти и газа. Страна расширила свою деятельность по разведке углеводородов в своих территориальных водах и создала большой флот буровых и исследовательских судов, чтобы уменьшить зависимость от импортируемых энергоносителей.

С этой целью Barbaros Hayreddin Paşa и второе в стране исследовательское судно Oruç Reis провели ряд исследований в Черном и Средиземном морях в поисках углеводородов.

Barbaros Hayreddin Paşa, присоединившееся к флоту в 2012 году, с 2018 года работает в Turkish Petroleum International Company (TPIC).

Корабль назван в честь Хайреддина Барбароссы, также известного как Хайреддин-паша, османского корсара и адмирала Османского флота.

Судно исследовало территорию площадью 10 тыс. 54 кв. км в 2018 году, 11 тыс. 507 — в 2019 году, 7 тыс. 418 — в 2020 году, 8 тыс. кв. км в 2021 году и 10 тыс. 580 кв. км в 2022 году. В этом году планируется, что судно пройдёт около 10 тыс. 600 кв. км.

Судно также присоединилось к разведке природного газа на газовом месторождении Сакарья, где Турция обнаружила первые запасы природного газа объемом около 710 млрд кубометров.

После исследования шельфа Кастамону в Черном море в 2021 году корабль направился в восточную часть Черного моря и просканировал местоположения Уные с октября 2021 по 2022 год и Фатса с декабря 2022 по август 2023 года.

В ходе сейсмической разведки в восточной части Черного моря, судно ненадолго бросило якорь в портовом городе Трабзон, чтобы провести необходимое техобслуживание.

«После успешного завершения нашей миссии в исключительной экономической зоне Черного моря мы готовимся к следующей миссии в порту Трабзон, где проводим плановое техническое обслуживание судна», - сообщил агентству Anadolu (АА) капитан корабля Музаффер Нур.

Капитан Нур подчеркнул, что помимо наличия на борту самой современной техники, судно также укомплектовано экипажем, в котором каждый является компетентным профессионалом в своей области.

«Среди передовых технологий, которыми оснащён корабль, - система динамического позиционирования. Благодаря этой системе наше судно может выполнять свои задачи даже при силе ветра в 6 баллов по шкале Бофорта, при которой образуются большие волны», — пояснил Нур.

Главный геофизик Barbaros Hayreddin Paşa Хилми Мерт Кючюк говорит, что команда следует инструкциям турецкой государственной нефтяной компании Turkish Petroleum по определению мест для сканирования.

Кючюк отметил, что судно уже более двух лет проводит геологоразведочные работы в водах Черного моря и в среднем исследует порядка 10 тыс. кв. км в год.

По его словам, на корабле имеется шесть сейсмических кабелей, каждый из которых имеет длину 8 км, и четыре отдела, включающих в себя позиционирование, мониторинг, механику и обработку данных.

Учёный, объясняя, как работает судно во время сейсмических исследований, сравнил его с магнитной визуализацией, используемой в медицине.

«Мы используем акустические волны, другими словами, звуковые волны, для получения изображений под водой. Мы используем пневматические пушки, чтобы нагнетать воздух под высоким давлением в воду. Взрыв создает звуковую волну, которая достигает морского дна, проходит через структуры с разными физическими свойствами внутри земли и преломляется обратно. Данные, записываемые приемником, собираются в компьютерном зале, который можно считать сердцем нашей деятельности. Затем записи доставляются в Turkish Petroleum на магнитных лентах. После этого данные подвергаются ряду процессов. Эксперты Turkish Petroleum изучают их, чтобы определить, пригодна ли конкретная подводная зона для добычи нефти», — пояснил он.

Судно Barbaros Hayreddin Paşa, приобретённое Турцией за 130 млн долларов США, способно собирать сейсмические данные 2D и 3D с максимальной глубины 8 км под водой.

Длина судна почти 84 м, ширина 21,6 м, а общий вес примерно равен 5 брутто-тоннам. На корабле есть вертолетная площадка, и он может работать на ледниках. Благодаря источнику сейсмического звука, высококачественным каталитическим нейтрализаторам, двойному корпусу и системам очистки воды судно является одним из самых экологически чистых кораблей.