Уровень безработицы в Турции падает, но уровень недоиспользования рабочей силы достиг самого высокого уровня с конца 2014 года.
Сезонно скорректированные данные показывают, что он составляет 28,5%, а нескорректированные данные — 29,4%, что даже выше, чем в период пандемии Covid.
Уровень недоиспользования рабочей силы включает не только безработных. Он также охватывает тех, кто не ищет работу активно, но хочет работать, и тех, кто работает неполный рабочий день и предпочел бы полную занятость, если это возможно. В этом смысле данный показатель отражает гораздо больший пул потенциальной рабочей силы, чем уровень безработицы.
В Турции 97% потенциальной рабочей силы составляют люди, которые не ищут работу из-за потери надежды или по другим причинам, но которые хотят работать и способны это делать. С 2019 года этот показатель резко вырос и достиг пика в 2025 году.
Безработица снижается, но рост потенциальной рабочей силы, тех, кто в настоящее время не работает, опережает снижение безработицы.
Основной причиной роста уровня недоиспользованной рабочей силы является увеличение потенциальной рабочей силы. Хотя 34% рабочей силы составляют женщины, на долю потенциальной рабочей силы приходится 59% женщин. Это подчеркивает гендерное неравенство в этом вопросе. В последние годы охват женщин школьным образованием сравнялся с охватом мужчин и даже превзошел его. Однако этот прогресс еще не нашел соответствующего отражения в занятости. Растет число женщин, которые хотят работать, но не могут выйти на рынок труда.
После пандемии также наблюдается значительный рост неполной занятости, связанной с временными затратами. В период с первых кварталов 2019 по 2025 год доля неполной занятости в общей численности рабочей силы и потенциальной рабочей силы выросла с 1,2% до 9%.
Отчасти этот рост обусловлен увеличением доли работников, занятых неполный рабочий день. В то время как доля тех, кто работает от 1 до 39 часов в неделю, составляла 23,9% в начале 2019 года, она подскочила до 27,4% в 2025 году. Хотя этот показатель остается выше среди женщин, скачок в период с 2019 по 2025 год в основном обусловлен повышением числа мужчин, работающих менее 40 часов.
Однако рост неполной занятости — не единственный фактор. Гораздо большая доля тех, кто работает менее 40 часов в неделю, недовольна этой ситуацией и хочет работать больше. В первом квартале 2019 года только 6% из тех, кто работает 1–39 часов в неделю, хотели бы работать дольше. В 2025 году этот показатель увеличился до 41,2%. Все больше людей на сегодняшний день недовольны своим текущим рабочим временем и ищут работу на полный рабочий день.
Уровень недоиспользования рабочей силы — это не просто показатель безработицы. Он напрямую формируется борьбой за средства к существованию работников, ростом стоимости жизни и увеличением арендной платы. Он также отражает положение работников, работающих неполный рабочий день. На фоне повышения стоимости жизни для работников, работающих неполный рабочий день, им всё сложнее становится свести концы с концами, что заставляет их искать более продолжительный рабочий день.
Официальное снижение безработицы не в полной мере отражает реальность рынка труда. Существует растущая проблема недоиспользования рабочей силы. За этим скрывается значительный рост потенциальной рабочей силы, всплеск занятости на неполный рабочий день и резкое увеличение недовольства среди этой группы работников.
Текущие экономические условия наглядно показывают, что Турция не в полной мере использует трудовой потенциал и еще предстоит проделать большую работу по улучшению условий труда.