Турция расторгает 52-летнее соглашение о нефтепроводе с Ираком: Стратегическая перезагрузка или новые риски?

Решение Турции о расторжении давнего соглашения о строительстве нефтепровода между Турцией и Ираком с 27 июля 2026 года привлекло повышенное внимание международного сообщества к энергетической стратегии Анкары на фоне эскалации региональной напряжённости.

Решение, подписанное президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и опубликованное в «Официальном вестнике», положило конец действию соглашения 1973 года, которое позволяло экспортировать сырую нефть из иракского региона Киркук в турецкий порт Джейхан в Средиземном море. Трубопровод простаивал более двух лет из-за арбитражных споров и напряжённости между центральным правительством Ирака в Багдаде и полуавтономным региональным правительством Иракского Курдистана в Эрбиле. В связи с этим расторжение договора поднимает важные вопросы о том, следует ли Анкара новым стратегическим курсом или непреднамеренно увеличивает экономические и геополитические риски.

На протяжении более пяти десятилетий 960-километровый трубопровод Киркук-Джейхан играл ключевую роль в энергетическом сотрудничестве Турции и Ирака. Изначально проектировавшийся для транспортировки до 1,6 млн баррелей в сутки (б/с), фактическая пропускная способность трубопровода обычно была ниже из-за требований к техническому обслуживанию и угроз безопасности. Трубопровод, созданный в соответствии с межправительственным соглашением 1973 года, которое было последний раз продлено в 2010 году еще на 15 лет, обеспечивал Турции значительные транзитные доходы и укреплял ее геополитический статус энергетического коридора. Однако в 2014 году его эксплуатация столкнулась с серьезными перебоями из-за нападений боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ), что заставило перенаправить экспорт нефти на контролируемые Иракским Курдистаном каналы. Этот несанкционированный экспорт привел к решению Международной торговой палаты в Париже в марте 2023 года, обязывающему Турцию выплатить Ираку около 1,5 млрд долларов за поставки нефти, осуществленные в период с 2014 по 2018 год без согласия Багдада. После этого решения Анкара полностью прекратила эксплуатацию трубопровода.

Длительное закрытие трубопровода оказало существенное влияние на обе страны, подчеркнув значительную экономическую ценность этого трубопровода. Ирак, второй по величине производитель ОПЕК с объёмом добычи около 4,4 млн баррелей в сутки по состоянию на 2023 год, потерял критически важный экспортный маршрут, на который ранее приходилось около 0,5% мировых поставок нефти. Турция также понесла ощутимые финансовые потери из-за приостановки взимания ежегодных транзитных сборов. До закрытия трубопровод транспортировал около 500 тыс. баррелей в сутки, что значительно ниже его максимальной пропускной способности. Возросшая зависимость Ирака от южных экспортных портов подвергла его экономику повышенной геополитической нестабильности, особенно в районе жизненно важного Ормузского пролива. Тем временем Турция сталкивается с продолжающимися арбитражными тяжбами, обжаловав первоначальное решение, а дополнительный арбитражный иск с требованием дополнительной компенсации до сих пор не урегулирован.

Последние события указывают на возможный прогресс в переговорах. Федеральное правительство Ирака и Региональное правительство Курдистана недавно достигли временного соглашения, согласно которому Региональное правительство Курдистана будет поставлять не менее 230 тыс. баррелей нефти в сутки на экспорт через Турцию, что позволит удовлетворить неотложные финансовые потребности северного Ирака. Однако нерешенные вопросы с международными нефтяными компаниями, работающими в регионе, продолжают создавать трудности. Пока неясно, облегчит ли расторжение Турцией действующего соглашения будущие переговоры или осложнит их.

Решение Анкары о расторжении, по всей видимости, вызвано недовольством эксплуатацией трубопровода и свидетельствует о намерении Турции возобновить энергетическое партнерство. Недавно Турция представила Багдаду проект предложения, направленного на расширение двустороннего сотрудничества в нефтегазовой, нефтехимической и электроэнергетической отраслях. Представитель Ирака подтвердил, что Багдад в настоящее время рассматривает это предложение. Турецкие официальные лица подчеркнули значительные инвестиции в трубопроводную инфраструктуру, указав на ее важность для региональных инициатив, таких как «Путь развития» — предлагаемый транспортный коридор, соединяющий Басру на юге Ирака с Турцией и далее с Европой. Этот проект может способствовать расширению трубопроводной инфраструктуры в южном направлении и стимулировать инвестиции в нефтепереработку и нефтехимию в Джейхане.

Однако решение о расторжении соглашения вызвало резкую критику внутриполитического сообщества, высветив давние разногласия по поводу действий Турции в области энергетической политики. Дениз Явузйылмаз, заместитель лидера, ответственного за энергетическую политику в основной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), раскритиковал правящую Партию справедливости и развития (ПСР) за ненадлежащее управление экспортом нефти с участием Регионального правительства Курдистана. Он заявил, что это привело к чистому арбитражному штрафу в размере 1 млрд долларов, включая иск Турции в размере 500 млн долларов за неоплаченные транзитные сборы. Явузйылмаз утверждал, что расторжение соглашения 1973 года направлено на ослабление правовой базы, защищающей от несанкционированного экспорта нефти, и предложил возбудить судебное дело против ответственных должностных лиц.

Энергетические аналитики также выразили обеспокоенность по поводу рисков, связанных с расторжением соглашения. Бывший генеральный директор BOTAŞ Гокхан Ярдым предположил, что действия Турции являются дипломатическим давлением, направленным на то, чтобы заставить Ирак отказаться от требований о компенсации, связанных с пунктом об автоматическом продлении соглашения на пять лет. Али Ариф Актюрк, бывший глава газового управления компании BOTAŞ, назвал переговоры между Багдадом и Эрбилем глубоко зашедшими в тупик, что еще больше осложнилось недавними ударами беспилотников по нефтяным месторождениям Курдского региона, в результате которых добыча нефти в регионе сократилась всего до 80 тыс. баррелей в сутки. Актюрк связал решение Турции о расторжении соглашения с ожидаемыми результатами арбитража, подчеркнув растущие геополитические риски.