До 1 сентября остается все меньше времени. Совсем скоро придется утрамбовывать в ранец учебники и тетради и отправлять расслабленное каникулами чадо в школу. Как избавить школьника от стресса (а для первоклассника он может быть особенно сильным) и создать условия для учебы, выяснил “МК”.
Первый месяц учебного года — это своеобразный «затянувшийся понедельник», самое сложное время во всем году. От летних впечатлений отходят не только дети, но и взрослые. После обмена эмоциями с одноклассниками радость от школы поутихнет, начнутся трудовые будни. Задача родителя здесь — создать правильный настрой.
Первоклассные страшилки
Поступление в первый класс, знакомство с одноклассниками и учителями — все это вызывает массу впечатлений, с которыми может быть трудновато справиться даже родителям. И если вы не хотите, чтобы первая линейка закончилась, как в анекдоте про Вовочку («Кто ж знал, что эта фигня на 10 лет!»), лучше еще раз внятно объяснить ребенку, что такое школа и с чем ее едят. Ведь даже те малыши, которые посещали подготовительные занятия, не очень-то представляют, что их ждет в «началке».
Совет № 1: расскажите ребенку, для чего нужна школа.
— С первоклассником важно поговорить о том, какой значимости это событие, — говорит детский психолог Ольга Буланова. — Объяснить, что для того, чтобы быть успешным, важно учиться, и школа — это часть жизни для всех. При этом важно создавать положительную родительскую оценку, не допускать негатива типа «все балбесы в школе учатся».
Поэтому не стоит рисковать с игрой в школу — возможно, это и поможет ребенку приспособиться к новой среде, но если у самого родителя остались от школы отрицательные впечатления, то они могут проскользнуть почти неосознанно.
— Мне приходилось видеть даже профессиональных педагогов, которые невольно настраивали первоклассников на негатив, — вспоминает Ольга Буланова. — Важно создать позитивные эмоции у ребенка, чтобы он чувствовал предвкушение нового этапа в своей жизни. Теперь будет не халатик с хрюшками, а деловой костюм, как у мамы или папы, когда они идут на работу. С одной стороны, радость, с другой — ответственность.
Совет № 2: устройте из похода по магазинам праздник.
Чтобы облегчить переход на школьный уровень, стоит уделить побольше внимания форме, ручкам-тетрадкам и другим мелочам. В выборе должен участвовать и ребенок, чтобы он постепенно начинал чувствовать себя самостоятельным.
— Вот одна из больших ошибок тех родителей, у кого дети учатся в начальной школе, — объясняет психолог. — Они пытаются все сделать за своего ребенка. Самостоятельность занимает очень большое место в детском развитии. Нужно делать все вместе, постепенно снижая свою роль до нуля.
Не нужно и сразу требовать от чада отличных оценок. Именно в начальной школе ребенок учится учиться, и если этот навык усвоится, то отличником ваше дитя станет почти автоматически.
Пишите письма мелким почерком
После долгого лета ребятам может быть сложно вспомнить, чему их научили за прошлый год. Задача родителей — напомнить об этом.
Совет № 3: пусть ребенок пишет ручкой и считает в уме.
— Летом дети на долгий срок меняют нагрузку и интересы, — рассказывает психолог. — Поэтому важно организовать дополнительную деятельность, но в естественной форме, не навязывая и не ругая. Например, чтобы ребенок вспомнил, как водить ручкой, можно попросить его написать записку маме, письмо бабушке. Это не должны быть задания, а, скорее, просьбы, связанные с повседневной жизнью: составить список покупок и посчитать затраченную сумму или вычислить, во сколько что обойдется.
Совет № 4: начинайте посещать кружки и секции со второй половины сентября.
Дополнительные занятия — это отдельный вопрос. Ребенок может сам составить себе график домашних дел и подготовки к урокам. Но о том, чтобы он не перенапрягался, заботиться должны все же родители. Для внеклассных занятий лучше отвести вторник, среду и четверг, но не понедельник — это тяжелый день и для ребенка тоже. Понятно, что в музыкалке и художке есть свое расписание, но можно попробовать договориться и поменять время.
— Если ребенок посещает дополнительные занятия, будь это музыкальная или художественная школа, секции и кружки, родителю стоит учесть распределение нагрузок, — отмечает Ольга Буланова. — Занятия живописью — это не такая умственная работа, как математика, но тело напряжено. Родителям нужно создать максимальный комфорт, чтобы у ребенка не было неврозов и других проблем, связанных с перегрузкой.
Чем старше ребенок становится, тем важнее предоставить ему свободу выбора и доверять в этом. И если он захочет уделить чему-либо серьезное внимание, не стоит его ограничивать: пусть сам решает, в какой день, чем и как заниматься.
Последний год — он трудный самый
К
Совет № 5: пройдите с ребенком тест профориентации.
— Когда ребенок не знает, что выбрать, очень желательно посмотреть, к чему у него есть способности, — утверждает психолог. — Самые разумные родители постараются это определить, если этого не сделали учителя и школа.
В
— Политика запугивания здесь мало что дает, — объясняет Ольга Буланова. — Дети все и так волнуются, это передается родителям, которые начинают ругать ребенка за пробелы в знаниях. Но умней от ругани никто не станет, и если ребенок, дойдя до старших классов, что-то пропустил, то ему, наоборот, нужно помочь.
Смена вех
Смена школы — это целое событие для ребенка. При этом неважно, чем была ли вызвана перемена: новая альма-матер означает новые порядки. Поэтому перед тем, как тащить сына или дочку на уроки, стоит провести ему небольшую экскурсию, пройдясь чуть дальше директорского кабинета...
Совет № 6: обсудите с ребенком его сильные стороны, достоинства и недостатки.
Перед знакомством с новыми одноклассниками лучше объяснить ребенку, что это уже сложившийся коллектив, поэтому вполне вероятно, что первое время к новичку будут приглядываться. А первое впечатление, как известно, откладывается надолго, поэтому стоит уделить особое внимание как внешнему виду, так и манерам.
Смена обстановки отражается не только на самоощущении ребенка, но и на учебе. Любовь-нелюбовь к предмету во многом зависит от учителя, поэтому если дитя внезапно заинтересовалось историей, не надо удивляться — наоборот, ловите момент!