Двенадцатилетняя система образования, которая предлагается в качестве альтернативы для существующей 8-летней системы беспрерывного обязательного образования, несомненно, была одной из наиболее обсуждаемых тем минувшей и нынешней недели в Турции. И не похоже, что споры скоро прекратятся.
Кто-то считает, что создание непрерывного обучения по системе 4+4+4 вместо прежних 8 лет, является важным шагом. Кто-то считает, что это решение обусловлено политическими мотивами. Хорошо, но что же представляет собой система 4+4+4, которая занимает умы и так горячо обсуждается?
С того момента, как в обществе впервые заговорили о новой системе образования, известной как 4+4+4, произошел ряд изменений. Критиковавшееся ранее положение о том, что девочек после прохождения четырехгодичного обучения в школе будут закрывать дома, было отменено: девочки как прежде должны будут закончить восемь классов школы. Учитывая последние изменения, систему можно вкратце изложить так: образование, которое предшествует университетскому, будет состоять из трех ступеней.
Первая ступень – это четырехлетнее начальное образование. Вторая ступень – период обучения в средней школе. То есть, начиная с пятого класса, детям будет предоставлена возможность выбирать область, в которой они бы хотели специализироваться. На этой ступени ученики будут посещать уроки, которые подготовят их к обучению в старшей школе. Наряду с основными дисциплинами обучающиеся смогут выбирать факультативные предметы. Факультативы и их содержание будут определяться под руководством министерства образования. Ученики 5, 6, 7 и 8 классов смогут выбирать между гуманитарными и точными науками, они также смогут в сжатом виде получить профессиональное образование. Количество часов, которые отводятся на факультативы, будет расти по мере перехода из класса в класс. От предметов, которые выберет ребенок, будет зависеть тип спецшколы, в которой он будет обучаться.
Наиболее обсуждаемая статья новой программы предусматривает права ученика на заочное обучение. После внесения последних изменений это право было перенесено на конец второй ступени среднего образования. То есть, они смогут воспользоваться этим правом в течение последних четырех лет обучения. Внутри системы среднего образования дети смогут обучаться по интересующим их специальным программам заочного образования.
Другая статья, вызвавшая много споров, предусматривала изменения, направленные на улучшение качества профессионального образования. Предлагалось начинать профобразование после окончания первой ступени начального образования, то есть, с 10 лет. Однако эту статью было решено удалить из опасений, что она будет способствовать увеличению количества «детей-рабочих». Одно из последних нововведений – предложение, чтобы дети начинали обучение в школе, когда им исполняется 60 месяцев. В результате такой сдвижки ученики могли бы заканчивать начальную школу не в 14, а в 13 лет, и идти в среднюю школу уже в 14.
В образовании будет обеспечено равенство возможностей
Доган Джейлян (председатель комиссии наблюдателей): "Идея продлить сроки обязательного образования до 12 лет очень хороша. Время осуществления этой реформы определит Совет министров. Это означает, что после подготовки соответствующей инфраструктуры, мы узнаем о сроках, когда ее начнут вводить в действие. Раньше разница возрастов детей, обучавшихся на первой ступени образования, была очень велика. Шестилетний ребенок и четырнадцатилетний подросток находились в одной среде. С точки зрения педагогики это неправильно. Благодаря новой структуре дети 6-10 лет будут обучаться на одной ступени, а дети 11-14 лет – на другой. Я считаю, что это обеспечит более здоровую обстановку в классах.
15ая статья законопроекта позволяет устранить разность коэффициентов при поступлении в университеты и упорядочивает этот переход. Это изменение, имеющее своей целью обеспечить равенство возможностей в образовании, также крайне важно. Те, кто 15 лет назад выказывал недовольство введением непрерывного образования, сегодня недовольны переходом к поэтапной системе образования. Можно легко добиться компромисса, внося поправки в законопроект".
Не нужно бояться религиозного образования
Профессор доктор Тахсин Йешильдере: "Многоступенчатые системы образования используются во всем мире. Восьмилетняя система обязательного образования – плодсобытий 28 февраля. Она была введена в применения без проведения каких-либо предварительных исследований. Я считаю, что новая система здоровее с точки зрения обеспечения будущего учеников. Однако здесь нельзя спешить. В университетах есть очень хорошие педагоги. Систему образования, которая сформировалась в результате многолетней эволюции и позволила вырастить много поколений, нужно детально обсудить с точки зрения науки и в этом нужно просить помощи у педагогов.
Законопроект даст зеленый свет лицеям имам-хатибов. Ну и пусть. Пусть семьи, которые хотят, чтобы их дети обучались на имам-хатибов, получат возможность отправить своих детей учиться. Это прежде всего право, которое обеспечивает им демократия. Оно устраняет существующие в умах сомнения. После того, как с введением восьмилетнего образования были закрыты средние школы для имам-хатибов, дети могли получить религиозное образование лишь во время обучения в лицее. Курсы изучения Корана также были закрыты. Где эти дети должны были получать духовное образование? Не нужно боятся религиозного образования. Духовное образование нужно вводить во всех школах. Только это нужно делать, соблюдая принцип равенства. То есть право лучше изучить свою религию нужно давать всем: и суннитам, и алевитам, и христианам – адептам ассирийской церкви, и прихожанам армянской церкви".
Где были те, кто говорит, что «девочек нельзя запирать дома», когда девочки в платках были лишены права посещать школу?
Уфук Джошкун (координатор Политического образовательного исследовательского центра Общества либеральной мысли): "С введением восьмилетнего непрерывного образования училища потеряли работу. Школы наполнились учениками, целью которых было только получение диплома. Это было сделано для того, чтобы закрыть средние школы имам-хатибов. И сделали это люди, которые не имели никакого отношения ни к образованию, ни к педагогике. Они действовали, исходя исключительно из политической и идеологической позиции. Переход на новую систему позволит исправить эту несправедливость. Ассоциация турецких промышленников и предпринимателей (TÜSİAD) вместе с министерством образования Турции координировали проект, который назывался «Государственная проблема сферы профессионального образования». Они переживали проблему нехватки квалифицированных рабочих, вызванную тем, что эту область образования закрыли. Поэтому непонятно, почему те, кто раньше руководил этой программой, сейчас с недовольством относятся к новой системе. Я думаю, их просто неверно проинформировали. Некоторые, кажется, очень остро воспринимают вопрос о том, должны ли девочки учиться читать. Если честно, то мне такие люди кажутся неискренними и непоследовательными. Их точка зрения выглядит снобистской, бюрократической и высокомерной. Если эти люди так пекутся об этом, то где они были, когда тех же девочек лишали права на образование только потому, что из религиозных убеждений они должны носить платки? Почему они не проявили эту свою принципиальность? В ходе событий, последовавших за 28 февраля, тысячи учеников и учителей выгнали из школ. Кроме того, нам присуще убеждение, что «все дети станут докторами, учителями и инженерами». В этом смысле с педагогической точки зрения положительным сдвигом стало то, что новая система позволяет детям специализироваться в той области, которая им действительно интересна. Кроме того, государству должна быть отведена определенная роль в образовании, но оно не должно иметь здесь монополию. Если мы подходим к разным ступеням с одними принципами обучения, то качество образования снижается. Восьмилетняя система непрерывного образования применяется только в странах третьего мира. Поэтому систему 4+4+4, возможно, стоит рассматривать как огонек надежды, ведь она ориентирована на будущее. Поэтому необходимо отстаивать отмену восьмилетней системы образования, которая является ничем иным, как продуктом совершившегося когда-то государственного переворота, и способствовать тому, чтобы правительство приняло и ввело в действие модель новой системы образования.