До сих пор я проходила обучение в пяти разных странах: Сербии, Боснии и Герцеговине, США, Франции, а теперь – и в Турции.
Несмотря на ностальгию и обычные бытовые трудности, я осознаю выгоды от скитаний по миру. Превратившись в полиглота и космополита, я более свободно подхожу к оценке и осознанию различий.
То, что я могу сравнить, «как все работает» в разных странах, помогает мне определиться с собственными предпочтениями, а новый опыт и жизнь за границей освобождают меня от предубеждений и поспешных суждений. Я смотрю на происходящие события через калейдоскоп различных систем, ценностей и опыта, приобретенного в странах, в которых я жила. В данный момент я включена в программу получения кандидатской степени в Галатасарайском университете в Стамбуле. Во время своих зимних каникул я решила сравнить некоторые аспекты обучения в Турции и за границей. В декабре 2012 года по Турции прокатилась волна студенческих протестов. В прессе появилось множество различных интерпретаций этих волнений. Некоторые пытались в первую очередь объяснить, почему студенческие акции протеста вспыхивали так часто, некоторые пытались разобраться в причинах сопровождавшего эти акции насилия. Некоторые напоминали о том, что задачей университетов является предоставление высшего образования и предоставление помощи для научных исследований: университет не является политической трибуной, подчеркивали они. Я читала и слышала разные объяснения озлобленности студентов. Сейчас, когда страсти утихли, по крайней мере на краткий срок, стоит перевести дыхание и обдумать произошедшее.
Разумеется, в любой стране молодежные протесты являются симптомами нездоровой атмосферы, царящей в обществе, особенно если эти протесты сопровождаются насилием. Студенческие акции протеста начались после того, как премьер-министр Турции указал профессорам на «неподобающее» поведение студентов. В декабре прошлого года это спровоцировало эффект домино: посыпались обвинения с обеих сторон. Однако речь идет не об обмене обвинениями и не о мести. Ставки слишком высоки для этого.
Не стоит сейчас выяснять, кто из студентов участвовал в акциях протеста. Направление обсуждений сейчас необходимо изменить. Гораздо больше пользы могло бы принести обсуждение вопроса о том, какова роль университетов в формировании идентичности студентов. Следующим шагом должно стать обсуждение вопроса о том, успешно ли университеты Турции справляются с этой ролью. Питер Кауфман и Кеннет А. Фельдман провели такое исследование. Они сфокусировались на субъективном восприятии себя или так называемой «собственной идентичности» для того, чтобы лучше понять влияние университетского образования в США. Результаты подобных исследований могли бы быть полезны и для такой страны, как Турция, где молодежь составляет значительную часть населения, а новые университеты появляются, как грибы после дождя.
Так о чем говорят результаты исследований? Колледж помогает студентам в США мыслить критически и чувствовать себя более уверенно в интеллектуальной беседе. Университеты развивают аналитическое мышление. Профессора и элита создают сети и связи. Студенты также вовлекаются в создание и поддержание международных отношений, которые сами по себе способствуют созданию идентичности.
Все это происходит благодаря «определенному опыту», который предлагают студентам университеты. Это включает оплачиваемые путешествия, обучение за границей, приглашение различных лекторов, возможность работы в различных комитетах, службу на постах в организациях студенческого управления, прохождение стажировок и участие в научных конференциях. Действительно, у меня была возможность получить опыт во всех этих сферах во время обучения в США. Я также видела множество замечательных кампусов новых университетов в разных городах Турции. Однако я не уверена, что руководство университетов уделяет так же много внимания качеству образования и разнообразным сферам студенческой жизни, как красоте двориков.
Другой результат описанной выше системы образования кажется мне еще более значимым для Турции. Я говорю о «чувстве космополитизма», которое студенты в США очень отчетливо ощущают, когда проходят обучение в своих университетах. Когда студенты находятся в среде колледжа, которая является разнородной, они приобретают «эстетическое восприятие, утонченность вкуса и широту кругозора». К сожалению, пока я не видела ничего подобного в Турции, где за последние 16 месяцев в двух крупных городах взаимодействовала с учащимися университетов, происходившими из разных социальных слоев. Большинство студентов не отличались тягой к знаниям, были довольно незаинтересованными и пассивными. За время обучения в США я также неоднократно сталкивалась с поверхностностью знаний или отсутствием знаний о мире. Однако ситуация в Турции отличается тем, что большое количество студентов страдает от недостатка возможностей, между тем как их американские коллеги страдают от отсутствия желания обучаться.
Патриархальный строй семьи, слабая материальная база, которая не позволяет путешествовать даже внутри страны, и трудности при получении виз для путешествий за границей — вот те основные жалобы, которые я слышала в студенческих общежитиях Турции. Правда это или нет, но эти высказывания отражают взгляд студентов на отсутствие возможности познакомиться с другими людьми и культурами.
Не все можно изменить за неделю, но некоторые результаты исследования американских студентов могут быть удачно применены и апробированы в других условиях. Так, любой турецкий студент, вне зависимости от социального класса или, например, национальности, мог бы за счет обучения в гетерогенной среде испытать на себе те же положительные изменения.
Разумеется, многие университеты в Турции могут похвастаться взаимодействием студентов в разных сферах жизни, но я боюсь, что это может быть лишь ширмой, скрывающей отсутствие разнородности в образовательной среде. Было доказано, что способность критически мыслить неявным (или даже очевидным) образом связана с умением воспринимать разнородное. Поэтому, если турецкие университеты, как они это утверждают, действительно хотят развить у студентов способность к критической мысли и стремятся превратить своих выпускников в космополитов, руководство университетов должно создать разнородную образовательную среду.
Нужно очень серьезно рассмотреть вопрос о том, каким способом лучше всего обеспечить качество образования не только в нескольких определенных университетах, а во всех учебных заведениях Турции. В конечном счете, студенты станут вполне зрелыми гражданами, которые будут влиять на будущее страны.
Сейчас высшее образование в Турции лицом к лицу столкнулось с опасностью. Эта опасность заключается в создании конвейера, производящего студентов, которые живут в интеллектуальном аквариуме, а не вне его.
Автор статьи - Риада Асимович Акйол, готовится защитить степень кандидата наук в области международных отношений в Галатасарайском университете.