В Турции обсуждается реформа старших классов в школе

Недавние высказывания министра образования Турции Юсуфа Текина о том, что 12-летний период школьного обучения может быть слишком долгим, вызвали новые споры о будущем системы образования страны.

Во время недавнего семинара, организованного образовательными ассоциациями, было выдвинуто предложение об отмене обязательного обучения в старших классах, что вызвало обеспокоенность среди педагогов и политиков.

Три консервативные образовательные организации на этой неделе провели семинар под названием «Размышления о турецкой системе образования и обязательном образовании». В итоговом докладе рекомендовалось сократить старшие классы до трех лет и перейти на систему 4+4+3 вместо нынешней модели 4+4+4.

В докладе утверждалось, что обязательное образование превратилось в «инструмент навязывания», а не в право, а университетское образование способствует росту безработицы.

Турецкие школьники в настоящее время четыре года посещают начальную школу, затем четыре года среднюю школу и еще четыре года старшую школу, что в общей сложности составляет 12 лет обязательного образования. Рекомендованная структура «4+4+3» сократит эту продолжительность до 11 лет.

Критики утверждают, что отмена требования о среднем образовании может негативно повлиять на уязвимые группы, особенно молодых девушек. Они предупреждают, что такое изменение может привести к росту ранних браков и снижению гендерного равенства в образовании. Также высказывались опасения, что такой сдвиг может способствовать детскому труду и ограничить доступ к качественному образованию для всех.

Сторонники предлагаемых реформ утверждают, что нынешняя система образования заставляет учащихся придерживаться стандартизированной формы, что препятствует развитию талантов и подготовке к карьере. Они предлагают повысить статус профессионального образования, позиционируя профессиональные средние школы как ступеньки к карьере в инженерных и технических областях.

В докладе также высказывается критика в отношении закона Турции Tevhid-i Tedrisat (Закон об унификации образования), принятого 3 марта 1924 года. В нем утверждалось, что закон ограничивает образовательное разнообразие, свободу обучения и навязывает учащимся единую модель, независимо от региональных или индивидуальных потребностей.

Противники предложения подчеркивают, что обязательное образование является конституционным правом и важнейшей общественной ответственностью. Они утверждают, что вместо сокращения периода обучения Турция должна сосредоточиться на повышении качества образования путем принятия передового мирового опыта, такого как поощрение критического мышления и креативности.

Дебаты подчеркивают более широкую идеологическую борьбу за образовательную модель Турции, которая имеет последствия для социальной политики, рынков труда и соответствия страны международным образовательным стандартам. В то время как сторонники изменений выступают за гибкость и раннюю специализацию, критики указывают на необходимость надежной, инклюзивной и светской государственной системы образования.

Пока продолжаются обсуждения, Министерство образования ещё не объявило о каких-либо официальных изменениях в политике. Однако дебаты вокруг обязательной системы образования, вероятно, будут усиливаться, так как заинтересованные стороны из различных секторов будут оценивать потенциальное влияние таких реформ на будущие поколения Турции.