Еще один «предвыборный» законопроект внесен в Госдуму: он предлагает непременно требовать с части гастарбайтеров документ, подтверждающий знание русского языка. Больная для жителей больших городов тема...
Законопроект, подписанный группой единороссов, можно назвать и «предпраздничным»: он был внесен накануне Дня народного единства, который многие уже называют «Днем националиста». Парламентское большинство намерено принять текст в первом чтении еще до окончания работы Думы этого созыва.
Пояснительная записка к документу констатирует: «Основную массу мигрантов, приезжающих в РФ в безвизовом порядке, составляет молодежь». Она после распада СССР училась уже в национальных школах, русского языка почти не знает или не знает совсем, что «провоцирует известную напряженность» в отношениях с местным населением и «создает потенциальную угрозу национальному согласию».
Чтобы решить проблему, считают авторы, необходимо в определенных ситуациях требовать с мигрантов из стран СНГ (именно они бесконтрольно приезжают к нам без виз) документ, подтверждающий знание русского языка. Например, приехавший придет в ФМС просить разрешение на работу, уже имея на руках контракт или трудовой договор, где черным по белому написано, что он хочет работать в торговле, бытовом обслуживании или сфере ЖКХ... Или явится за продлением разрешения на работу — с тем же договором... Без документа о знании русского языка легально работать в России будет нельзя.
Перечень таких документов приводится в законопроекте: это аттестат об окончании средней школы или другого советского учебного заведения (то есть до конца 1991 года) или в постсоветское — но на территории РФ. Годится и государственный сертификат о прохождении тестирования на знание языка — порядок прохождения такого тестирования уже утвержден Минобрнауки, но пока приезжие не торопятся на экзамены: в 2010 году сертификат получили 3503 иностранца, а официально трудились в России 1 247 000...
Казалось бы, правильная идея. Но сразу возникает несколько вопросов. Почему обувщику или сантехнику русский язык знать надо, а водителю маршрутки — не обязательно? И что делать с теми, кто работает нелегально, не получая никаких разрешений? И как все-таки быть с мигрантами-россиянами, приехавшими в Центральную Россию из национальных республик? Ведь по-русски они говорят иногда еще хуже, чем иностранцы.