Длящийся 18 лет сериал под названием «Россия вступает в ВТО» вот-вот, казалось бы, должен был закончиться хеппи-эндом.
Наши переговорщики сняли даже такое препятствие, как Грузия, фактически дав добро на возвращение Абхазии и Южной Осетии в ее «таможенные границы». Президент Дмитрий Медведев торжественно объявил, что все препоны на пути вступления России в ВТО сняты. Но праздновать безоговорочную победу оказалось рано.
В декабре нас могут и не взять в международный торговый клуб. Палки в колеса России напоследок вознамерились вставить украинцы, которым не дают покоя цены на газ, а также американские конгрессмены — как республиканцы и демократы. Которым не дает покоя судьба «Айпадов» и прочих девайсов на нашем рынке.
За конгрессменами, которые накатали требование к президенту США Бараку Обаме, очевидно, стоит мощное лобби из технологических компаний США. Итак, в письме к Обаме настоятельно рекомендуется притормозить допуск России в ВТО. Сперва наша страна должна подписаться под снижением до нуля всех пошлин на высокотехнологичные продукты. Ранее аналогичное обязательство Россия давала и в рамках других соглашений по ВТО, но конгрессменов не устраивает именно устный характер этих обещаний.
Начнем с того, что до официального вступления в ВТО страна-кандидат не обязана давать никаких письменных обязательств. Но так как наши чиновники, похоже, стремятся в ВТО любыми способами, то ради хеппи-энда пойдут и на это. В числе «пострадавших» окажется пресловутый Чубайс со своей активно продвигаемой «читалкой». Ведь в случае обнуления пошлин на девайсы из стран ВТО наши высокотехнологичные изделия окажутся еще менее конкурентными (планшетник, который Роснано внедряет в школы, и так стоит неприлично много для «читалки» — 12 тыс. рублей). Но злосчастный планшетник Чубайса — частный случай. Отменив пошлины для иностранцев (а на таможне забугорные «интеллектуальные» товары прибавляют до четверти цены), российские чиновники дают российским перспективам на модернизацию смачного пинка. Снижают шансы на появление на рынке чего-то путного и — при этом — отечественного.
Однако, думается, победят соображения о том, что российская экономика здесь и сейчас, а не в далеком «модернизированном» будущем выиграет от ВТО $18–20 млрд. в год. Так что в случае, если США с подачи конгрессменов выставит вышеозначенное требование, мы его, конечно, подпишем как миленькие. Процесс вступления в ВТО затормозится, но, очевидно, на короткий срок.
Куда большую свинью грозят подкинуть украинцы, которые вступили в ВТО в 2008 году. Украина использует свое влияние на процесс вступления России в ВТО, чтобы получить скидку на российский газ. Об этом в пятницу неожиданно сообщил первый вице-премьер страны Андрей Клюев. На тот момент заявление Медведева о том, что наш путь к ВТО расчищен окончательно, уже прозвучало.
Вступая в ВТО, Украина настойчиво подчеркивала, что не будет вставлять нам палки в колеса, то есть мешать последовать ее примеру. Но после «разоблачения» Юлии Тимошенко, правила игры, видимо, изменились. Теперь соседи используют спрятанный в рукаве козырь, поставив наших чиновников перед дилеммой — или вы нам даете скидку на газ, или же мы вас втягиваем в бесконечный двусторонний торг. А переговоры грозят растянуться надолго — за это время и Грузия, глядишь, опять пойдет на попятную. И тогда в России, как и прежде, останутся две вечные проблемы на три буквы — ЖКХ и ВТО.
У украинцев, заметим, есть все шансы выторговать скидку. Конец