Акция оппозиции «За чеcтные выборы», состоявшаяся в понедельник на Пушкинской площади, сильно не дотянула ни по численности, ни по накалу до заявленных организаторами масштабов. Эксперты уверены, что последние события свидетельствуют: россияне не хотят оранжевой революции, а оппозиции так и не удалось консолидировать протестный электорат.
«Акция оппозиции оказалась менее массовой, чем ожидали организаторы, в чем они сами и признались. Это вызвано тем, что Владимиру Путину и его команде удалось перехватить повестку дня и так или иначе убедить часть протестующих в бесперспективности подобных затей», — так описал причину падения протестной активности после выборов заместитель генерального директора Института политических исследований Григорий Добромелов.
Действительно, акция оппозиции на Пушкинской площади, по данным ГУВД столицы, собрала не более 14,5 тысячи человек, что на порядок меньше, чем на предыдущие мероприятия оппозиции. В результате полиции даже не пришлось перекрывать Тверскую улицу, все митингующие уместились на Пушкинской площади и проезжей части на бульваре. По наблюдениям журналиста Сергея Доренко, митингующие на Пушкинской площади были достаточно дружелюбно настроены к результатам состоявшихся в воскресенье президентских выборов. Доренко написал в своем Фэйсбуке: «На Пушке, В.Рыжков толпе: Вы признаете легитимность этих выборов!?! Толпа: Да!!! Он по-новой, а они опять: «Да!!!».
Накануне митинга наблюдатели говорили о возможности провокаций, и лидеры оппозиции этих ожиданий не обманули. Так, Сергей Удальцов и Илья Пономарев с трибуны пообещали залезть в фонтан для «проведения бессрочной акции протеста», что и сделали по окончании акции. Несколько позже к ним, несмотря на абсурдность происходящего, присоединились Илья Яшин и Алексей Навальный. Часть протестующих устроила после митинга шествие по Тверской улице.
Чуть ранее Эдуард Лимонов, собрав около сотни сторонников, отправился на Лубянскую площадь для проведения несанкционированной акции. Воспользовавшись тем, что основные силы ОМОНа были заняты обеспечением безопасности на Пушкинской, националисты попытались прорваться к Манежной площади (по пути избив корреспондента «Эха Москвы»).
В итоге полиция задержала около 200 участников несанкционированных акций, включая их организаторов. Все были отпущены после составления протоколов еще до утра.
В связи с событиями на Пушке нельзя не отметить: «внесистемная» оппозиция не смогла подобрать тот клад, который лежал у них под ногами. А со своей постоянной «армией» в пару сотен активистов просто ничего другого не остается, кроме провокаций, в результате которых неминуемые задержания будут создавать «информповоды» для новых митингов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не увидеть, что именно такая тактика лучше любых властей покончит с «массовым» протестным движением.
Григорий Добромелов считает, что оппозиция в понедельник пыталась повторить тот сценарий с провокациями, который был запущен после парламентских выборов. По мнению эксперта, оппозиционные лидеры отдают себе отчет в том, что их электоральный ресурс исчерпан: «Поэтому они будут играть до последнего, их позиция — пан или пропал, они понимают, что другого шанса им не выпадет. Но эта личная мотивация не имеет ничего общего с интересами гражданского общества, честностью или нечестностью выборов. Провокации они устроили бы в любом случае».
По мнению Добромелова, малочисленность акции на Пушкинской — «это свидетельство неэффективности действий самой оппозиции», не сумевшей оседлать однажды стихийно выплеснувшийся на московские улицы протест: «Тот факт, что за три месяца им не удалось выдвинуть внятных предложений для власти, кроме абстрактных заявлений о выпуске заключенных, уходе Путина и проведении честных выборов, говорит о том, что они не способны хоть сколько-нибудь консолидировать оппозиционные силы». На взгляд эксперта, впервые проявившее недовольство системой «сытое меньшинство» готово было бороться за второй тур президентских выборов, но оно не хотело оранжевой революции: «По сути дела, оппозиции-то и требовать нечего: власть сама пошла на облегчение процедур регистрации партий, возвращение губернаторских выборов, ввведение мажоритарной системы и т.д. Все эти инициативы снимают достаточно большой набор требований. Все остальное достаточно абстрактные лозунги». Эксперт уверен, что у оппозиции нет конкретных предложений по борьбе с коррупцией и повышению прозрачности выборов, того, что было реальным трендом нового протеста. С другой стороны, по его словам, «шаги власти по легимитизации результатов выборов, установки веб-камер на участках повысили ощущение граждан о прозрачности выборов».
Кроме того, отмечает профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, оранжевый сценарий в нашей стране в принципе невозможен: «Россия не какой-то нецивилизованный Египет и Тунис и даже Украина, и поэтому провокации такого рода в нашей стране не пройдут», — убежден эксперт.