Лицом к лицу Facebook не увидать

«Себя как в зеркале я вижу...». Эти знаменитую пушкинскую строчку — вот бы знал про то великий поэт! — сегодня пытается применить к себе каждый.

Вернее, не совсем каждый, а каждый посетитель социальных сетей — интернет-пространства, где любой зарегистрированный в меру своих сил и способностей... А вернее — сверх меры... Но лучше по порядку.

Насколько ныне Facebook определяет значимость и самооценку человека, неожиданно продемонстрировало событие, казалось бы, по сути своей имеющее весьма косвенное отношение к социальным сетям, — убийство матери троих детей своим мужем. И, быть может, несмотря на весь ужас содеянного, не вызвало бы страшное преступление такого шокового потрясения в обществе (ведь — увы! — трагедии сегодня все чаще становятся делом обыденным), если бы не массовое участие людей в произошедшем. Слава богу, не в самом убийстве, а в поисках женщины, которую убийца объявил через свой Facebook якобы пропавшей. Сотни людей по цепочке передали эту информацию, собирая добровольцев на поиски, участвовали, переживали, делились возможными версиями случившегося... Ну что же, человек в итоге найден. Увы, мертвым. Казалось бы, всем спасибо за помощь или хотя бы за ее попытку, можно больную тему закрыть. Но не тут-то было! Поднятая пропажей человека волна в Facebook только теперь и превратилась в настоящий шторм. Только мотивация этого волнения уже совсем другая. «Как мы могли в этом участвовать? Мы помогали убийце!» — возмущается теперь большинство. И что теперь делать, если мужчина, призвавший людей на помощь, оказался негодяем? Пепел на голову, кофе на клавиатуру и больше никогда и никому? Даже простым перепостом?

Произошедшее — маленький, но очень наглядный пример того, как зачастую воспринимают себя люди в Facebook и иже с ними. Почему социальные сети стали такой важной составляющей нашей жизни и чем они цепляют граждан — вопросы, конечно, для серьезного изучения психологами. Но уже сейчас очевидно одно: социальные сети подменяют нам нашу внутреннюю значимость, увеличивая ее резко и, как правило, незаслуженно. Люди, проводящие дни и ночи в «Твиттерах», блогах и прочих местах виртуального общения, заболевают не чем иным, как самой настоящей звездной болезнью. Они становятся пусть в очень узком кругу, но широко известными. И начинается борьба за количество зарегистрированных друзей (читайте, поклонников), лайков (читайте, признаний в любви) и перепостов (читайте, цитирования собственных гениальных высказываний). День, неделя, месяц, и вот уже реальность лихорадочно сдает свои позиции перед виртуалом. Человек даже не замечает, как становится истинным фанатом самого себя. Ну разумеется, ведь в обычной жизни надо долго заслуживать серьезными делами и поступками то, что в Инете, в общем-то, посторонние дарят тебе секундным, зачастую бездумным щелчком мыши.

И люди охотно — «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!» — забывают, что настоящая-то звездность может существовать только в координатах: персона и информационный повод. То есть только тот, кто является уже состоявшейся личностью с оправданно известным именем (неважно, в какой сфере деятельности) да еще при условии возникновения информационного повода в данный момент времени, может вызывать истинный интерес большинства.

Все это я пишу не ради призыва: «Порви свою социальную сеть!» Просто не надо забывать, что у фразы «себя как в зеркале я вижу» есть гениальное (на то и Пушкин!) по своей искренности продолжение «но это зеркало мне льстит!». Наши Facebook льстят нам отчаянно, начиная выставленными там фотографиями (конечно, лучших, а зачастую и облагороженных фотошопом) и заканчивая количеством друзей и подаренных ими лайков. А посему давайте в основном использовать социальные сети для распространения социальной информации, будь то поиск пропавших или устройство брошенных детей в приемные семьи, сбор недостающих денег на операции или необходимых вещей для домов престарелых. Да хоть размещение фотографий потерявшихся или изначально бездомных кошек и собак! Именно это должно в первую очередь стремительно двигаться по интернет-цепочке в поиске нужного звена. И пусть даже без лайков.

Татьяна Федоткина, Московский Комсомолец