Во вторник, 27 января, в Совете по правам человека (СПЧ) в Женеве состоялась дискуссия, главной темой которой стало несоблюдение основных прав и свобод в Турции.
Ухудшение ситуации в отношении верховенства закона и нарушение основных прав и свобод человека в стране вызвало шквал критики со стороны 193 государств – членов Организации Объединенных Наций.
Среди наиболее часто упоминаемых обвинений, прозвучавших в адрес турецкой делегации во главе с заместителем премьер-министра Бюлентом Арынчем, — нарушение права на свободу слова и выражения, политическое вмешательство в судебную систему, а также различные формы дискриминации в отношении людей и групп по гендерному, расовому, идеологическому и иным признакам.
Глава турецкой делегации Арынч отклонил критику, заявив, что в Турции нет журналистов, находящихся в тюрьме. Он также сказал, что судебная власть в Турции независима от исполнительной власти. Однако же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто призывает к расследованию в отношении его оппонентов. Президент стал инициатором гонений на судей, вынесших приговоры, которые пришлись не по вкусу главе государства. В довершение ко всему Эрдоган начал «охоту на ведьм», преследуя своих критиков, среди которых оказались и журналисты.
Арынч также заявил, что полицейские рейды в отношении СМИ, прошедшие в Турции 14 декабря, не связаны со свободой прессы. Но свобода средств массовой информации оказалась под угрозой, когда 14 декабря 2014 года правительство провело полицейские операции против независимых СМИ. В ходе операции, целью которой стали журналисты и работники телевидения, были задержаны генеральный директор телеканала STV Хидайет Караджа и главный редактор газеты Zaman Экрем Думанлы. Впоследствии Караджа был арестован и заключен в тюрьму в ожидании суда.
Тем не менее Арынч заявил, что аресты журналистов в Турции не имеют ничего общего со свободой прессы. Отвечая на критику со стороны Норвегии, Германии и Швеции, Арынч отметил, что в Турции журналисты работают свободно.
Швейцария вынесла на обсуждение положение религиозных меньшинств в Турции. Швейцарский представитель указал, что отсутствие статуса юридического лица не позволяет немусульманским общинам пользоваться имущественными правами, иметь доступ к правосудию или приобретать жильё. «Существуют трудности с получением разрешений на работу для иностранных священнослужителей. Обучение духовенства по-прежнему ограничено», — отметил он.
Германия также присоединились к обвинениям государств – членов ООН, критикующих Турцию за подавление свободы прессы.
Многие страны, включая Палестину, Шри-Ланку и Сомали, попросили Турцию принять меры против дискриминации в отношении женщин и призвали Турцию улучшить их положение. Некоторые страны также призвали Турцию ужесточить борьбу с торговцами людьми. Руанда посоветовала Турции увеличить представительство женщин в органах власти, принимающих решения.
Многие страны – члены ООН также подвергли Турцию критике за то, что страна до сих пор не присоединилась к условиям Римского статута Международного уголовного суда (МУС), в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию, несмотря на публичное обещание турецкого правительства ратифицировать договор.