«Терроризм можно победить образованием»

Победить терроризм можно только настоящим образованием, потому что ни в каком успешно функционирующем обществе терроризм не может быть массовым, считает российский учёный-философ Андрей Смирнов.

введите описание рисунка

Андрей Смирнов
Доктор философских наук

Международный институт развития научного сотрудничества (МИРНаС) опубликовал беседу с авторитетным учёным в области исламоведения, российским философом Андреем Смирновым, на актуальную в наши дни проблему - проблему терроризма. Смирнов в своём интервью рассказал о причинах распространения радикализма, влиянии, а также методах борьбы с этим «недугом».

Андрей Вадимович, как вы думаете каковы причины распространения радикализма и терроризма?

Я так полагаю речь идёт о том, что называют «исламский терроризм». В таком случае, могу сказать, что тут фундаментальных причин две. Первая – это разочарование исламских обществ в западной модели развития и вторая - попытка найти собственную цивилизационную модель, которая бы имела отношение к классической традиционной судьбе этих обществ. Но это само по себе не должно вести к терроризму. Посмотрите на исламскую революцию в Иране. Она была выразителем этой тенденции, но не связана ни с каким терроризмом. Терроризм возникает тогда, когда попытка нащупать собственную цивилизационную модель или собственные цивилизационные пути мирным путём терпит крах. Особенно если это совмещается с разрушительным и варварским вмешательством внешних сил, как это было в Ираке в 2003 году, как это было в Ливии, как это происходило в Сирии. Везде здесь сошлись несколько факторов. Никакой один фактор не породил бы терроризм в широких масштабах, но вместе они смогли его породить. Ответственность несут в очень значительной степени западные державы, европейские и Соединённые Штаты, которые своими действиями способствуют этому.

СПРАВКА

Смирнов Андрей Вадимович, доктор философских наук (ИФ РАН 1998), член-корреспондент РАН (2006), директор Института философии РАН, заведующий сектором философии исламского мира ИФ РАН, заведующий отделением востоковедения философского факультета ГАУГН, ответственный редактор академической серии «Философская мысль исламского мира», главный редактор «Философского журнала»

На Ваш взгляд, в таком случае, какова роль образования в вопросе искоренения проблемы терроризма?

Роль образования самая прямая, так как с терроризмом нужно бороться военными методами. Но если мы начинаем бороться так, то это значит, что мы уже эту войну проиграли, потому что так терроризм невозможно победить, можно только бороться с его проявлениями. А победить можно только настоящим образованием, потому что ни в каком успешно функционирующем обществе терроризм не может быть массовым. Терроризм – это показатель болезни общества, это показатель какой-то неудачи общества, неудачи внутренней или сопряжённой с какой-то внешней агрессией, как это сегодня мы видим в исламском мире. Просвещение - это безусловно один из важнейших элементов в построении культуры в любых обществах. Но одно просвещение не может решить эту проблему, поскольку наряду с просвещением и образованием необходимы социально-экономические условия, которые бы выбили социально-экономическую базу из-под тех, кто вербует террористов.

Вы в самом начале беседы сказали о внешних факторах возникновения терроризма. Об ответственности крупных держав. А что касается самих людей, как вы думаете, какие слои населения наиболее подвержены влиянию вербовщиков террористов?

Как мне кажется трудно установить определённые слои населения, скорее это факты личной судьбы, которые могут встречаться во всех слоях. Если речь идёт о неисламских обществах, о тех террористах, которые едут из Европы и из России, то это разочарование в жизни, какие-то собственные неудачи, протестные настроения. Если речь идёт об исламских обществах, то я думаю, что это те слои населения, которые максимально пострадали от внешней агрессии или от американской, или европейской или которые испытывают неудовлетворённость от того, что их ожидания не реализуются. Я не специалист, но мне кажется, что могут быть любые слои населения.

Асалыоглу

«Отсутствие образования подпитывает радикализм»

В таком случае, возможна ли договорённость между основными странами, противостоящими терроризму и создание их союза? Каким Вы видите международный союз по борьбе с терроризмом?

Это было бы замечательно, если бы было возможно. Но, конечно, мы должны понимать, что это утопия в реалиях современной политики, потому что никто не отменял двойные стандарты, никто не отменял деление террористов на своих и плохих. Разные страны, и западные и незападные поддерживают тех террористов, которых считают полезными для своей политики, поэтому создание единого фронта против терроризма сегодня – это утопия. В реальности этого не может быть, но как призыв, да это необходимо делать, за это необходимо бороться. Однако, надо понимать, что терроризм без его государственной поддержки со стороны как западных, так и незападных исламских стран, не мог бы существовать.