Недавно опубликованный отчёт Стокгольмского центра свободы (SCF) подробно описал, каким образом правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана злоупотребляет верховенством закона, бросая в тюрьму невинных людей по абсурдным обвинениям.
Согласно документу центра, основанием для задержания может послужить любая мелочь, начиная от долларовой купюры и отказа от кабельного телевидения до покупки наиболее популярной газеты и членства в профсоюзе.
По данным, представленным самим правительством, в Турции было арестовано 50 тыс. 510 человек, 169 тыс. 13 подверглись судебному преследованию, большинство из них задержаны. В соответствии с постановлениями правительства, иначе известными как «королевские указы Эрдогана», только в прошлом году были уволены или объявлены террористами более 150 тыс. судей, учителей, врачей, полицейских, ученых и других государственных служащих.
«Если вы рассмотрите предполагаемые доказательства, представленные прокурорами и судьями в качестве основания для заключения десятков тысяч людей по обвинению в терроризме и причастности к перевороту, вы поймёте, что правительство Эрдогана может легко назвать миллионы людей в Турции террористами и путчистами. Правительство республики изобретает всё новые преступления, не имеющие оснований в Уголовном кодексе и явно противоречат статьям Европейской конвенции по правам человека, участником которой является и Турция», - отметил президент SCF Абдуллах Бозкурт.
Целью правительственной охоты на ведьм стали сторонники и члены движения Гюлена, идейным вдохновителем которого является турецкий исламский проповедник Фетхуллах Гюлен. Проповедник не раз открыто критиковал президента Эрдогана относительно коррупции в правительстве, а также в связи с его поддержкой вооружённых террористических группировок в Сирии. В рамках режима Эрдогана чистки также затронули курдское политическое движение и левые группы.
Во время исследования SCF рассмотрел десятки тысяч страниц судебных документов, обвинительных заключений, показаний и ордеров на арест, чтобы рассказать общественности об абсурдных предлогах, используемых прокурорами для обвинения подозреваемых и судьями для ареста людей, как утверждается, связанных с движением Гюлена.
Ниже приведены наиболее примечательные из них, выделяющиеся среди остальных. Список не является исчерпывающим, но хорошо иллюстрирует состояние, в котором пребывает верховенства закона в Турции.
Подписка на газету Zaman: тираж издания насчитывал порядка 1,2 млн экземпляров, особенно сразу после коррупционных скандалов «Большая взятка», в которых оказались замешаны Эрдоган, члены его семьи и политические партнеры.
Клиенты банка Bank Asya: один из трёх банков в Турции с самой высокой ликвидностью был конфискован правительством по ложным обвинениям. На момент захвата у Bank Asya было 1,5 млн клиентов.
Членство в профсоюзе: конфедерация профсоюзов Aksiyon-İş, представлявшая трудящихся в различных секторах, стала мишенью правительства из-за оппозиционных взглядов. Она насчитывала 22 тыс. 104 члена.
Членство в крупнейшей турецкой конфедерации TUSKON: конфедерация предпринимателей и промышленников Турции, известная как TUSKON, являлась крупнейшей и наиболее разветвлённой общественной организацией, включающей 211 бизнес-ассоциаций в Турции и 150 за рубежом. В неё входили порядка 40 тыс. человек.
Работа на благотворительную организацию Kimse Yok Mu: правительство Турции внесло общественный благотворительный фонд Kimse Yok Mu, являющийся членом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС) и партнёром Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в список террористических организаций на основании связей с движением Гюлена. В 2015 году на организацию работало более 200 тыс. добровольцев.
Врачи и медицинские работники: десятки тысяч врачей, медицинских работников и профессиональных сотрудников здравоохранения в Турции, а также те, кто работал в больницах, медицинских центрах, медшколах и ассоциациях, связанных с движением Гюлена, были заклеймены правительством как «террористы».
Ассоциации юристов: только в прошлом году в Турции было закрыто 34 общества или ассоциации адвокатов. Власти внесли их всех в список подозреваемых. В общей сложности арестовано 523 адвоката, включая руководителей провинциальных адвокатских ассоциаций. Начиная с 2016 года под следствием оказалось 1 тыс. 318 адвокатов.
Книги Фетхуллаха Гюлена: издательства, в которых печатались и распространялись книги Гюлена, были закрыты, все копии собраны и уничтожены. Любой, у кого есть копия одной из 64 книг, написанных Гюленом, считается подозреваемым в Турции. Некоторые книги Гюлена проданы в количестве 1 млн экземпляров.
Отказ от подписки на Digiturk: платформа кабельного телевидения Digiturk под давлением правительства удалила из своего состава критические телевизионные сети. В знак протеста многие люди отменили свою подписку. После того как основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) присоединилась к протесту, от услуг Digiturk отказались около 168 тыс. человек. Судебные документы свидетельствуют о том, что власти принимают этот отказ в качестве основания для обвинения в членстве в террористической организации.
Наличие однодолларовых купюр: по мнению турецких следователей, наличие такой купюры является свидетельством связи с движением Гюлена, поскольку серийный номер купюры это якобы способ обмена засекреченными сообщениями между членами движения. Это обвинение привело к тому, что многие люди у кого оказались такие купюры, были отправлены за решётку, включая гражданина США, работающего в НАСА. Федеральная резервная система США сообщила о 11,7 млрд. однодолларовых купюр, выпущенных в 2016 году. Кроме того, в 2017 году планируется выпустить ещё 2,4 млрд таких купюр.
Мобильное приложение ByLock: использование и/или загрузка мобильного приложения под названием ByLock, которое находилось в свободном доступе в Google Play и AppStore, также считается доказательством уголовного преступления в Турции. Любой, кто загрузил его, считается подозреваемым. Приложение загружено примерно миллион раз и по имеющимся данным насчитывает 215 тыс. пользователей.
Быть родственником подозреваемого: одно из самых возмутительных незаконных действий, совершенных в Турции, проявилось в виде нарушения принципа индивидуальной уголовной ответственности. Правительство начало арестовывать членов семьи и родственников подозреваемых без каких-либо доказательств, кроме кровного родства и брачных уз.