На протяжении веков империи были доминирующей формой политической организации. На Западе известны Британская, Французская и Германская империи, а также империи Испании и Португалии. Не говоря уже о римлянах или греках. Но одна империя, о которой иногда забывают за пределами Турции, — это Османская.
В 100-летнюю годовщину окончания Османской империи 1 ноября 1922 года издание The Conversation рассмотрел пять фактов, которые нужно знать о её существовании.
Размер и длительность существования
Османская империя просуществовала почти 600 лет, с начала 1300-х годов до окончания Первой мировой войны. Империя имела скромное начало как провинциальное княжество в Анатолии (ныне часть Турции).
Что превратило её в растущую и значительную силу в мировой политике, так это постепенная экспансия на земли приходящей в упадок Византийской империи. Этот процесс завершился в 1453 году завоеванием Константинополя, столицы Византийской империи.
Константинополь был переименован в Стамбул и стал началом новой восходящей империи. В 15 веке город превратился в оживленный центр торговли и архитектурных инноваций. Последовал период неуклонного расширения, и империя распространилась на Ближний Восток вдоль Красного моря, северной Африки, Балкан и Восточной Европы и до стен города Вены.
Могущество Османской империи
Пик могущества империи пришелся на 16 век, когда правил Сулейман Великолепный, один из старейших султанов империи. Свидетельством могущества империи является тот факт, что Сулейман получил на западе прозвище «великолепный». В Османской империи он был известен как «законодатель».
Во время его правления в империи был введён новый правовой кодекс и начался период культурного возрождения, основанного на сочетании христианских, исламистских и арабских элементов. Империя также предлагала безопасный проход евреям-сефардам, спасающимся от преследований на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия).
К началу 16 века в Османской империи сформировалась одна из крупнейших еврейских общин в мире. Константинополь, город, официально не переименованный в Стамбул до 1930 года, стал настоящим очагом смешения культур. На протяжении всего Возрождения османы считались крупнейшим торговым партнером Западной Европы.
Влияние и отношения с Европой
Стены города Вены ознаменовали предел могущества Османской империи и начало ее медленного и постепенного упадка. Империя стала предметом восхищения при европейских дворах. Культурная жизнь привлекала внимание западноевропейских мыслителей и художников. Военная организация и мощь притягивали как теоретиков, так и политиков. Османы стали одним из ключевых субъектов эстетического и научного движения 18 и 19 веков, известного как ориентализм.
Важно отметить, что Османская империя частично являлась европейской империей. Она простиралась на такие земли, как Балканы и юго-восточная Европа, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью континента. И, несмотря на её ослабление в 18-м и 19-м веках, христианское и мусульманское население на Балканах и восточном Средиземноморье жили бок о бок друг с другом в относительно толерантных сообществах.
Развитие империи начинает меняться с середины 19 века из-за централизации власти и управления. К началу 20 века европейские провинции империи становятся очагами насилия и этнорелигиозных конфликтов. Поворотным моментом оказались Балканские войны (1912-1933 гг.), которые отрезали от империи некоторые из ее самых разнообразных и богатых провинций на юго-востоке Европы.
Отношения с арабским миром
Османская империя распространила свое влияние на те части мира, которые сейчас называются арабским миром, включая районы от Каира до Алжира. Долгое время влияние Османской империи на Ближнем Востоке было минимальным. Основные заботы были связаны с защитой ключевых торговых аванпостов и священных городов ислама. Наличие взаимных торговых связей и экономики привело к тому, что разные регионы счастливо существовали как единое целое и сохраняли лояльность к Османской империи.
Однако с началом Первой мировой войны ситуация начала меняться. Рост арабского национализма и динамика военной пропаганды спровоцировали движения в арабском мире, которые активно стремились порвать с Османским государством.
Влияние на современную Турцию
Поражение греческой армии в Анатолии в 1922 году силами турецких националистических сил ознаменовало фактический крах Османской империи и появление нового государства-правопреемника, современной Турции. Греко-турецкая война стала объединяющим лозунгом антиколониальных панисламистских движений на Ближнем Востоке и в Индии.
Но Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый лидер Турции, хотел радикально порвать с османским наследием. Он перенес столицу нового государства из Константинополя в Анкару и инициировал ряд быстрых реформ, таких как изменение алфавита и отмена халифата, идеи абсолютной монархии над исламским миром. Несмотря на радикальный разрыв с имперским прошлым, споры о традициях и модернизации продолжили оказывать влияние на формирование политической жизни Турции.
Турция в последние несколько десятилетий стала свидетелем возвращения политического и культурного движения, выступающего против западной, светской ориентации страны и выборочно оглядывающегося на османское прошлое как на ориентир для настоящего. Решение правительства Эрдогана превратить знаменитый византийский храм Святой Софии назад в мечеть в 2020 году, несмотря на широкое международное осуждение, представляет собой наглядный пример реверанса в сторону османского прошлого в современной Турции.