Парламентский подкомитет по борьбе с буллингом среди детей, созданный при Комитете по петициям, провёл заседание под руководством депутата Партии справедливости и развития (ПСР) от Стамбула Йылдыз Конал Сюслю, обсудив меры по борьбе с буллингом в школах.
На встрече выводы и рекомендации представили представители Министерства национального образования (MEB), Высшего совета по радио и телевидению (RTÜK) и учёные.
Вице-президент RTÜK Дениз Гюлер поделился данными опроса, проведенного в 2021 году среди 6 тыс. 500 молодых людей из 26 провинций. Результаты показали, что у 95% респондентов есть как минимум один аккаунт в социальных сетях, а у 17,7% есть дополнительный аккаунт, неизвестный их семьям.
«Ежедневное использование социальных сетей молодыми людьми растет, и это создает важную динамику как в их личной жизни, так и в более широком общественном ландшафте», - объяснил Гюлер.
Исследование также показало, что 92% молодых людей ежедневно пользуются Интернетом, 76% смотрят телевизор, 41% используют цифровые платформы и 34% слушают радио.
Гюлер подчеркнул важную роль СМИ в формировании общественного восприятия буллинга, предупредив, что плохо регулируемый медиа-контент может нормализовать и даже способствовать травле.
«Если СМИ не будут должным образом регулировать этот контент, травля может стать нормой и даже поощряться», — сказал он. Вице-президент RTÜK также подчеркнул, что при правильном отношении, СМИ также могут выступать в качестве сильного инструмента повышения осведомленности и профилактики.
Мустафа Отрар, генеральный директор по специальному образованию и консультативным услугам в MEB, представил обзор инициатив Министерства по борьбе с насилием и травлей. В 2023-2024 учебном году около 7 млн учащихся, 144 тыс. учителей и 857 тыс. родителей стали участниками программам профилактики насилия.
Специальная подготовка по вопросам травли со стороны сверстников охватила 4,3 млн учеников, 185 тыс. учителей и 185 тыс. родителей на всех уровнях школ. Отрар отметил важность избегания навешивания на детей ярлыков хулиганов, так как это может привести к стигматизации, которая потенциально более вредна, чем само поведение.
«Иногда, даже если ребенок не хулиган, давление, создаваемое этим ярлыком, может причинить больше вреда, чем сама травля», — добавил Отрар.
По его словам, в настоящее время один консультант по вопросам школьной опеки отвечает за 428 учеников, что указывает на необходимость дополнительных ресурсов в этой области.
«Перенос бремени с простого предотвращения травли на оказание адекватной поддержки ученикам требует дополнительных инвестиций в школьные службы консультирования», - сказал он.
Психообразовательные программы, направленные на повышение осведомленности о кибербуллинге, охватили около 476 тыс. учеников. Отрар также отметил, что насилие часто порождает насилие, и жертвы, и преступники, скорее всего, будут повторять поведение.
«Мы знаем, что цикл насилия продолжается, так как те, кто страдает от насилия, часто повторяют одно и то же поведение», — сказал он.
Профессор Айсун Доган, глава кафедры психологии в Университете Эге, рассказала об исследовании, проведенном в 62 провинциях с участием 5 тыс. 600 детей, 5 тыс. матерей и 1 тыс. 500 отцов, указывающем на растущую распространенность издевательств среди детей и подростков. Доган также сообщила, что издевательства присутствуют на каждом уровне образования, начиная с дошкольного.
«Буллинг не ограничивается одной возрастной группой или уровнем; его можно увидеть даже в дошкольном возрасте, и риски увеличиваются в первом, пятом и девятом классах. Уровень травли среди детей тревожно высок, почти 50% детей либо участвуют в травле, либо становятся ее жертвами», - пояснила она.
При том, что детское население Турции оценивается в 18 млн человек, страдает около 9–10 млн детей. Сообщается, что уровень виктимизации достигает 70%, а уровень кибербуллинга среди учащихся средних и старших классов колеблется от 40% до 50%.
Председатель подкомитета Йылдыз Конал Сюслю подчеркнула важность обучения учителей навыкам борьбы с травлей.
«Мы надеемся на будущее, в котором каждый учитель станет способным проводником в борьбе с насилием. Мы с оптимизмом ждем этих дней. Учителя должны быть обучены не только предотвращению травли, но и выявлению ее ранних признаков и эффективному реагированию», — сказала она.
В ходе встречи участники подчеркнули необходимость комплексного подхода с участием педагогов, родителей и медиаплатформ для эффективного противодействия травле и ее далеко идущим последствиям для отдельных лиц и общества.