Доктор Эрол Кешиджи, научный консультант Турецкой ассоциации по охране природы (TTKD), предупредил, что дефицит воды растет по всей Турции, достигнув тревожных уровней.
Эксперт сказал, что за последние 50 лет страна потеряла водно-болотных угодий общей площадью в почти два Мраморных моря.
Кешиджи заявил, что водный кризис стал одной из самых острых жизненных проблем. Несмотря на то, что доступ к чистой питьевой воде является основополагающим правом, 1,2 млрд человек во всем мире лишены ее. Он прогнозирует, что к 2050 году по крайней мере один из четырех человек будет жить в стране, страдающей от хронической или повторяющейся нехватки пресной воды.
Эксперт отметил, что 2,8 млрд человек не имеют базовых санитарных услуг. Ссылаясь на последние данные, он предупредил, что, если не принять меры, жизни еще 500 млн человек в бедных и развивающихся странах окажутся под серьезной угрозой.
Учёный подчеркнул значительный потенциал пресной воды и биоразнообразия Турции, где насчитывается 135 водно-болотных угодий. Однако, по его словам, почти половина охраняемых водно-болотных угодий в соответствии с Рамсарской конвенцией была утрачена из-за ненадлежащего управления, захвата земель, политических решений и давления со стороны человека.
Он сообщил, что кратерные озера Сейфе и Межке в центральной Турции и озеро Куйюджук в восточной провинции Карс полностью высохли, а также исчезли большие части Султансазлыгы.
Озера Маньяс, Бурдур и Улуабат, дельты рек Гоксу, Кызылырмак и Гедиз, а также лагуны Акыятан и Йумурталык страдают от чрезмерного высыхания, загрязнения и сокращения биоразнообразия.
Кешиджи добавил, что чрезмерная откачка воды усугубила проблему провала Кызорен в центральной Турции, что привело к появлению новых провалов в этом районе из-за забора грунтовых вод для нужд сельского хозяйства.
Эксперт указал на кальдеру Немрут как на одно из наиболее сохранившихся водно-болотных угодий, но отметил снижение уровня воды и призвал ограничить посещение.
По словам Кешиджи, Средиземноморский регион, где находятся жизненно важные водные запасы, насчитывает 155 тыс. 305 гектаров водно-болотных угодий в провинциях Анталья, Испарта и Бурдур. В Бурдуре находится семь водно-болотных угодий, в Испарте — пять, а в Анталье — четыре.
Однако он пояснил, что быстрое расширение сельскохозяйственного орошения, чрезмерное бурение скважин, истощение подземных вод, горнодобывающие, энергетические и туристические проекты, неэффективные методы ведения сельского хозяйства и загрязнение привели к уничтожению многих водно-болотных угодий.
Анталья, где находятся некоторые из самых значительных древних городов мира, потеряла жизненно важные объекты природного наследия, такие как Ямансаз, Богазкент и дельта Аксу, которые когда-то были водно-болотными угодьями.
Основными причинами глобальной потери воды эксперт считает неэффективное управление водными ресурсами в сельском хозяйстве и сокращение источников воды. Он сказал, что засуха является основным фактором изменения климата, и что почти 80% водных ресурсов Турции изымаются без надлежащих оценок водного баланса.
Консультант объяснил, что по мере падения уровня воды, испарение и высыхание ускоряются. Потеря растительности снижает удержание водяного пара, усиливая засушливость и оставляя воздух и почву без влаги, увеличивая потребность в воде по принципу домино. Он добавил, что потеря поверхностных вод, эквивалентных двум Мраморным морям, меняет климат Турции.
Кешиджи подчеркнул необходимость поддержания годового водного бюджета для сохранения водно-болотных угодий. Он предупредил, что, если Турция не реструктуризирует свою 60-летнюю политику в области водопользования и сельского хозяйства на основе современных научных принципов, засуха, сокращение производства продовольствия, проблемы с доступом к воде, проблемы со здоровьем и лесные пожары станут серьезными проблемами после 2025 года, независимо от количества осадков.
В заключении эксперт подчеркнул, что проблему защиты ограниченных водных ресурсов нельзя решить лишь ожиданием дождя. По мере усугубления дефицита воды озера и климат будут становится еще более засушливыми. Он призвал к внедрению научных методов ведения сельского хозяйства и настоятельно рекомендовал Турции привести сельское хозяйство, городское планирование и промышленность в соответствие с имеющимися водными ресурсами и климатическими условиями.