Турция приняла спорный закон о добыче ископаемых на сельхозземлях

Парламент Турции одобрил комплексный пакет законодательных актов, разрешающих добычу полезных ископаемых на территориях, официально классифицированных как оливковые рощи.

Данное обстоятельство вызвало резкую критику со стороны оппозиционных партий и экологических организаций.

Сводный закон из 21 статьи был принят 255 голосами «за» и 199 «против».

В центре споров оказалась статья 11, вносящая временное положение в действующий Закон о горнодобывающей промышленности, разрешая добычу лигнита в районах выращивания оливок на юго-востоке провинции Мугла для снабжения близлежащих тепловых электростанций. Критики назвали это положение «суперразрешением», утверждая, что оно обходит существующие меры по защите окружающей среды.

Недавно принятый закон предоставляет Министерству энергетики и природных ресурсов право утверждать проекты по добыче полезных ископаемых в оливковых рощах или на землях с уже произрастающими оливковыми деревьями, если добыча необходима для производства электроэнергии и не может осуществляться в другом месте. В таких случаях компаниям будет разрешено пересаживать оливковые деревья в близлежащие районы в пределах той же провинции или района.

Горнодобывающие компании теперь также обязаны создавать новые оливковые рощи, эквивалентные по меньшей мере вдвое большему количеству вырубленных деревьев, что обеспечивает определенную экологическую компенсацию. Кроме того, в случае экспроприации земли государство может сдать бывшим землевладельцам в аренду альтернативные участки сроком на 20 лет по ставке, определяемой как 1% от налоговой оценки стоимости земли. Срок аренды может быть продлен на 10 лет, если арендатор будет выполнять обязательства по содержанию.

Этот закон вызвал протесты среди местных жителей и экологических организаций, особенно в южных и западных регионах, где выращивание оливок является основой жизнеобеспечения местного населения. Группы гражданского общества, фермеры и оппозиционные партии утверждают, что закон подрывает существующие гарантии, предусмотренные Законом об окружающей среде, Законом об оливах, Законом о лесах и связанными с ними законами Турции.

Критики также выражают обеспокоенность тем, что охраняемые территории, такие как национальные парки, водно-болотные угодья и заповедники, могут превратиться в зоны добычи полезных ископаемых. Еще одним ключевым спорным моментом является введение положения, позволяющего автоматически запускать горнодобывающие проекты, если соответствующие государственные органы не ответят на запросы экологической экспертизы в течение трех месяцев.

Закон предоставляет правительству дополнительные полномочия по поддержке энергетической и горнодобывающей деятельности. Управление по регулированию энергетического рынка (EPDK) уполномочено издавать срочные распоряжения об отчуждении активов для проектов в области возобновляемой энергетики до 31 декабря 2030 года. Проекты, запущенные к этой дате, получат 85% скидку на разрешения, аренду и сервитуты.

Также продлен на пять лет срок действия льгот на использование внутренних энергетических ресурсов, что призвано сократить импорт энергии и смягчить дефицит текущего счета страны.

Правительство рассматривает закон как необходимый шаг для ускорения инвестиций в возобновляемую энергетику и упрощения процесса получения разрешений на строительство ветровых и солнечных электростанций. Стратегические и критически важные минеральные ресурсы также являются приоритетными, при этом государственные органы имеют право ускоренно приобретать землю и вводить требования к добыче или хранению посредством президентского указа.

Закон также вводит более строгие правила для горнодобывающих компаний. Теперь компании обязаны предоставлять инвестиционные гарантии до получения лицензий на геологоразведку, что гарантирует право на ведение деятельности только финансово и технически подходящим компаниям. Лицензии могут быть отозваны, если компании не выполняют минимальные квоты добычи.

Кроме того, Главное управление горнодобывающей и нефтяной промышленности (MAPEG) может выдавать бесплатные разрешения на геологоразведку в государственных лесах сроком до 24 месяцев, минуя стандартные процедуры получения экологических разрешений, если вырубка леса уже была проведена.