Турция заняла третье место среди стран-кандидатов на вступление в Европейский союз по уровню нарушений свободы прессы в первой половине 2025 года.
Согласно докладу Центра быстрого реагирования на свободу СМИ (MFRR), в 64 случаях пострадали не менее 157 журналистов и представителей СМИ.
Почти половина нарушений (48,4%) была связана с судами и судебными органами, за которыми следуют полиция и органы государственной безопасности (32,8%). Более половины случаев (59,4%) аффилированы с арестом, задержанием или тюремным заключением.
По состоянию на июль в Турции в тюрьмах находились 17 журналистов. Как минимум 15 были осуждены, получив либо тюремные сроки, либо условные наказания. Наиболее распространенными обвинениями стали «оскорбление президента», «членство в террористической организации», «распространение террористической пропаганды» или «нарушение закона о собраниях и демонстрациях».
Журналисты и СМИ в Турции столкнулись с новой волной давления со стороны государственных властей после задержания 19 марта мэра Стамбула Экрема Имамоглу, главного политического соперника президента Реджепа Тайипа Эрдогана, по обвинениям в коррупции и терроризме. Этот шаг, который широко рассматривается как политически мотивированный, спровоцировал массовые протесты по всей стране, на которые власти ответили репрессиями не только в отношении демонстрантов, но и в отношении прессы.
Журналисты, освещавшие арест Имамоглу и последовавшие за этим протесты, стали жертвами 19 нарушений, большинство из которых включали аресты, задержания и применение насилия со стороны полиции. Также было зафиксировано восемь случаев физического насилия в отношении 22 работников СМИ, все из которых были совершены полицией.
В районе Сарачхане в Стамбуле 21 марта сотрудники полиции напали по меньшей мере на девять репортеров, применив слезоточивый газ, резиновые пули и перцовый баллончик, несмотря на их журналистскую аккредитацию. 23 марта в результате новых нападений пострадали несколько журналистов, в том числе репортёры BirGün Эбру Челик и Дениз Гюнгор, которых обрызгали перцовым баллончиком, избили и ранили резиновыми пулями.
Репрессии распространились и на онлайн-платформы. Власти ввели ограничения на все основные платформы социальных сетей, предвидя общественное возмущение по поводу задержания Имамоглу.
Высший совет по радио и телевидению (RTÜK) продолжил давление на инакомыслящих, наложив на несколько новостных агентств крупные штрафы и пригрозив отзывом лицензий на вещание.
Председатель RTÜK 19 марта пообещал отозвать лицензии на вещание у телеканалов, которые не использовали исключительно официальные заявления правительства и запретили освещение публичных призывов к протестам против ареста Имамоглу.
Механизм мониторинга свободы прессы и СМИ (MFRR), созданный в 2020 году и софинансируемый Европейской комиссией, представляет собой общеевропейский механизм, который отслеживает, контролирует и реагирует на нарушения свободы прессы и СМИ в государствах-членах ЕС и странах-кандидатах.
В докладе подчеркивается, что масштабы и размах нарушений в Турции указывают на продолжающееся снижение свободы прессы, при этом государственные институты играют центральную роль в ограничении независимой журналистики, особенно в один из самых неспокойных политических периодов в стране.
Турция, одна из ведущих стран мира по количеству заключенных журналистов, заняла 159-е место из 180 в Мировом индексе свободы прессы за 2025 год, опубликованном организацией «Репортеры без границ» (RSF).