Улучшение турецко-иранских отношений находится под угрозой

Пока в январе продолжаются дипломатические переговоры между Ираном и Турцией, разведка выдала сведения, о том что иранское военное объединение готовится к организации нападений в Турции, что вызвало полемику в турецкой прессе, добавив подозрений к нарастающему напряжению в ирано-турецких отношениях в части конфликтующего Ближнего Востока.

Во вторник турецкие разведывательные объединения предупредили о том, что «Аль-Кудс» – специальному подразделению иранской революционной гвардии – «элитной военной силе» страны была поставлена задача защищать исламский порядок в стране, и что она планирует направить группу в Турцию для проведения серии вооруженных нападений, среди которых может быть взрыв бомбы у Посольства США либо Генерального Консульства. «Аль-Кудс» известна своими попытками распространения иранской Исламской революции в другие страны посредством создания хаоса, а также выступлениеми в качестве зарубежного подразделения иранской революционной гвардии.

С прибытием «Аль-Кудса» разведка осталась посреди дипломатического трафика между Ираном и Турцией, поставив под вопрос недавние положительные изменения в ирано-турецких взаимоотношениях. Иран, столкнувшись с серьезными экономическими санкциями со стороны западных государств ввиду его спорной ядерной программы, на прошлой неделе, наконец, начал направлять положительные сообщения в переговорах с западными державами. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи во время своего визита в среду в Анкару хорошо воспринял информацию о том, что Турция выступит посредником в переговорах по ядерным вопросам с западными странами. Тогда как ирано-турецкое сближение должно быть на переднем плане подобных событий, размышление на тему возможных атак ставит под вопрос недавнее улучшение взаимоотношений.

Однако для высокопоставленных иранских чиновников и других менее влиятельных представителей власти принятие противоречивых позиций не является новинкой в иранской политике. Турция ранее уже сталкивалась с подобными противоречивыми взглядами в вопросе разрешения Турцией размещения на своей территории противоракетного щита НАТО, являющегося системой раннего оповещения, направленной на защиту членов НАТО от внешних угроз.

Глава аэрокосмического подразделения иранской революционной гвардии генерал Амир Али Хаджизаде 26 ноября заявил, что «Иран нацелится на НАТОвские противоракетные установки в Турции, в случае если США или Израиль нападут на Исламскую Республику». Однако несколько дней спустя Салехи заявил, что данные утверждения не отражают официальную позицию Ирана, обратившись к Турции с просьбой воспринимать всерьез только ту информацию, которая поступает от главных иранских властей.

План НАТО расценивается Ираном как большая угроза, который утверждает, что функцией оборонного щита является поддержка предполагаемого израильского плана по ведению войны с Ираном. Заявления Ирана основаны на предупреждении Израиля о возможном нанесении удара из-за иранской ядерной программы. Израиль, наряду с США и его западными союзниками, считает, что Иран пытается создать атомное оружие.

По мнению Хасана Селима Озертема – исследователя в области энергетической безопасности Международной организации стратегических исследований (USAK) – ссылаясь на противоречивые высказывания различных иранских политиков, «Иран выдает ассиметричные угрозы, не обязательно исходящие от представителей страны», и согласно анализу, опубликованному на сайте USAK, это значит, что эти угрозы либо признаны, либо допускаются верхушкой Иранского государства.

В качестве подобного примера ассиметричных угроз можно привести недавнее сенсационное заявление «Аль-Кудса», сделанное в четверг. Командир иранского «Аль-Кудса» бригадный генерал Касым Сулеймани заявил, что Исламская Республика контролирует «все дороги» от Ирака и южного Ливана; по сообщению, сделанному в четверг иранской студенческой организацией «ISNA», Тегеран способен оказать влияние на появление Исламских правительств для борьбы с «самонадеянными» державами.

В то же время, несмотря на то, что в результате ирано-турецких дипломатических переговоров были направлены положительные послания, угрозы появления «Аль-Кудса» напоминают элементарный двусторонний подход. Более того, политические аналитики отмечают поступление подобных угроз от других про-иранских формирований в Турции, включая курдскую «Хизбулла».

Курдская «Хизбулла» - экстремистская террористическая организация – во вторник  направила заявление, в котором было указано, что она возвращается на политическую арену. «Хорошо известно, что курдская «Хизбулла» всегда была активна в регионе с курдским населением, а также в Стамбуле и других мегаполисах», - заявил Эмре Услу – колумнист в изданиях «Тараф» и «Today’s Zaman», размышляя о том, что возможно «Тегеран намекает Анкаре, что в Турции существует множество неактивных ячеек, способных дестабилизировать ситуацию в стране».

Ведущий авторскую колонку в издании «Заман» Фикрет Эртан утверждает, что Иран часто использует про-иранские радикальные группировки либо допускает их террористическую активность, «позволяя им атаковать соперников Ирана, на которые он не может напасть в открытую». Эртан, также заявил, что иранские террористические группировки связаны с нераскрытыми убийствами, среди которых убийство в Турции журналиста Угура Мумджу в 1990-х годах.

Эртан, со ссылкой на командира революционной гвардии Хаджизаде, выступившего с предупреждением Турции не разворачивать НАТОвский щит, сообщил, что «Салехи отверг угрозы, однако он их не осуждает». Эртан добавил также, что турецким разведывательным структурам стоит быть в курсе последних разведывательных данных «Аль-Кудса», указывая на соперничество между Ираном и Турцией относительно влияния на Ближнем Востоке, о котором они не могут договориться.

Трения в турецко-иранских отношениях

Борьба за власть между двумя странами рассматривается в качестве причины скрытого напряжения. Обе страны стремятся расширить свои зоны влияния на Ближнем Востоке, чтобы заполнить политический вакуум в нестабильных странах, в особенности в Сирии и Ираке.

Турция, действуя совместно с Европейским Союзом и другими западными державами, в ноябре ввела санкции против Сирии, в надежде заставить президента Сирии Башара Асада прекратить начатые в мае кровавые репрессии против своего народа, либо уйти в отставку. Тогда как Иран безоговорочно поддерживает текущее сирийское правительство. Иран, который всегда поддерживает шиитские политические блоки на Ближнем Востоке, не рискует потерять асадовское алевитское правительство, предоставляющее Ирану важную сферу влияния в Сирии – стране, где большинство населения сунниты.

По мнению Байрама Синкаи - ближневосточного аналитика Центра ближневосточных стратегических исследований (ORSAM), Ирану нужен в Сирии Асад, так как Тегеран не сможет воспользоваться преимуществами от «Арабской весны» на Ближнем Востоке. «Арабские революции не распространились на страны Персидского залива, и не привели к смене режима в анти-иранских администрациях тех стран. Однако правительство Асада – важного иранского союзника – может прекратить свое существование с пробуждением арабов и их распространением в Сирии», - добавил он, отметив, что дружественное правительство в Сирии очень важно для того, чтобы не быть изолированным в регионе.

Стремясь создать сильный шиитский блок, Иран воодушевляет иракское правительство, в основном состоящее из шиитов, монополизировать власть. Турция, с другой стороны, утверждает, что она отклоняет религиозные различия в толковании Ислама в своем подходе по отношению к Ближнему Востоку. Позволив Ирану завладеть Ираком, Турции будет нанесен основной удар, которая заморозила взаимоотношения с Сирией, введя экономические и военные санкции против настоящего правительства страны. Ирак для Турции имеет первостепенное значение, поскольку он является основным торговым партнером, а также вратами на остальной Ближний Восток без каких-либо связей с Сирией.

Движимый естественным стремлением к расширению и боясь последствий арабских революций, Иран стремится к быстрому заполнению политического вакуума в Ираке, укреплению там своих позиций и усилению своего влияния, ввиду вывода американских военных из страны. Одной из наиболее важных целей для Тегерана в данный момент в свете регионального развития является укрепление своего тыла. В сирийском случае очевидно, что Иран стремится поощрять шиитский блок (Иран, Ирак, Сирия и Ливия).

Синкая утверждает, что укрепление идеологических различий и различий в толковании Ислама между суннитской Турцией с правительством, сотрудничающим с западными державами, распространяющим важность «либерального ислама» и поддерживающим более умеренные движения на Ближнем Востоке, и шиитским Ираном с его сильными анти-западными позициями и поддержкой радикальных движений, как, например, «Хамас» и «Хезболла», приведет к увеличению иранских угроз в адрес Турции в долгосрочной перспективе, увеличив вероятность атак со стороны про-иранских радикальных группировок, таких как «Аль-Кудс» в Турции.