26 мая в Манеже пройдет 13-й съезд «Единой России». Несчастливое число компенсируется размахом мероприятия: около 3000 делегатов и гостей, в пресс-центре на 1000 журналистов полторы сотни компьютеров.
А 25 мая на предсъездовском собрании партии (а именно заседании секций «ЕР» по обсуждению поправок в устав) выступил Дмитрий Медведев и представил программу партийной реформы.
Дискуссия шла по трем секциям, но тема и формат каждой были одинаковы. Беседу модерировали трое представителей партийных платформ. К примеру, в третьей секции социальных консерваторов представлял Олег Морозов, патриотов — Сергей Железняк, а либералов — Владимир Плигин. Полемика не разгоралась, беседа не клеилась. Партийцы интуитивно догадывались, что будущий председатель партии хочет разогреть внутрипартийную конкуренцию, но не были точно в этом уверены. «Нужна соревновательность при выдвижении партийных руководителей», — предположил Железняк. «Да, если не введем соревновательность, будем вытеснены», — неуверенно продолжил Плигин. «Я полагаю, нужно дождаться, когда приедет Медведев и задаст темы», — честно признался Морозов.
Но Медведев пришел не на третью, а на первую секцию, которую модерировали Андрей Исаев, Ирина Яровая, Андрей Макаров. Реформу партии премьер уложил в семь пунктов . «Я думал над тем, как должна развиваться настоящая политическая партия „Единая Россия“, — сообщил Медведев. — Она должна стать более открытой, понятной людям, чтобы ее развитие подчинялось определенной логике».
«Идеи революционные, думаю, вызовут разные эмоции. Если что-то чересчур — не стесняйтесь, говорите», — многообещающе добавил ДАМ, раскрыв компьютер с записями. И сообщил, что нужно перейти к выборности прямым тайным голосованием секретарей партии на всех уровнях, включая секретаря президиума Генсовета (занимающий сейчас эту должность Сергей Неверов позже высказывался только «за»). Пункт два — представители партии на руководящие должности в Госдуме, например, на пост спикера, должны выбираться на альтернативной основе, причем кандидаты на посты должны перед этим выступать со своими программами на съезде (на региональном уровне — на местных партконференциях). Руководители парламентских фракций от партии также должны выбираться прямым тайным голосованием после обсуждения всей фракцией. Партийных кандидатов на должности губернаторов и мэров Медведев предложил отбирать на основании результатов праймериз.
Кроме этого предложил установить единый пятилетний срок исполнения полномочий для руководителей всех партийных уровней (сейчас на местном уровне этот срок, например, два года). Но при этом руководитель партийного отделения должен ежегодно отчитываться перед партией, а Генсовет должен ротироваться на 10 процентов ежегодно (по расчетам Медведева, таким образом, через пять лет высший руководящий орган партии обновится наполовину). Плюс премьер предложил усилить роль первичных организаций в работе «ЕР».
Партийцы, по предложению Медведева, не стеснялись высказываться. Все как один выражали восхищение озвученным. Лидер фракции «ЕР» в Госдуме Андрей Воробьев предложил пойти в вопросах праймериз дальше — проводить дебаты между кандидатами. Мол, спрос на дебаты в нашей стране достаточно высок. Интересно, почему тогда кандидат от партии на президентских выборах от них отказался...
Опасения, правда, высказывались — по поводу ротации. В том смысле, что заменить уходящего партруководителя будет некем. «Мы к ротации готовы, мы этого не боимся!» — решительно заявил Медведев. И добавил, что у партии все время должна быть скамейка запасных, то есть кадровый резерв...
А тем временем на второй площадке, которую модерировали Алексей Чеснаков, Ольга Баталина и Сергей Попов, закипали страсти. Реплики из зала: «Если каждый желающий будет выдвигаться в секретари — это приведет к развалу». «А если будет праймериз — он убьет выборность».
Сомнения возникли и по ротации: «Зачем механически ротировать тех, кто эффективно работает? — недоумевал Чеснаков. — Но если такая ротация все-таки будет, то нужно дать возможность человеку потом вернуться».
«Я не поддерживаю идею ротации каждый год. Нужно дать возможность поработать хотя бы два года», — уверена Баталина. А представители регионов потребовали определить четкие параметры: за что человек попадает под ротацию.
В разгар полемики ДАМ покинул первую секцию и пришел сюда. Все притихли, а будущий председатель лишь пожелал успехов и попрощался до завтра.
Между тем в воздухе витал вопрос: а когда она начнется, эта ротация: через год-два или уже завтра? «По моей информации, кроме смены председателя, больших перемен в верхушке партии пока не произойдет, — сказал „МК“ политолог и активист ОНФ Дмитрий Орлов. — Без свидетелей поднимали вопрос о ликвидации высшего совета. Он был нужен на этапе, когда партия склеивалась из трех конкурирующих сил, каждая из которых получила по посту сопредседателя. Сейчас этих сопредседателей уже нет. Но высший совет решили оставить для Грызлова».