Украина объявила о возможном введении визового режима с Россией. Москва взяла паузу — вплоть до того момента, пока не будет получено официальное уведомление.
При этом российский истеблишмент (да и часть киевского) комментирует ситуацию в том духе, что с введением виз украинские власти просто основательно подрубят сук, на котором «сидит» государство. Пока верхи меряются мышцами, простого обывателя беспокоит самый что ни на есть прагматичный вопрос: как теперь ездить на отдых в Незалежную?
Уик-энд в Киеве, майские праздники в Одессе, культурное паломничество в Чернигов, — обо всем этом теперь можно забыть? А что делать, например, на границе? На протяжении многих километров она прозрачна как стекло: огородами-огородами уйдешь «за кордон» и не заметишь. Теперь же, значит, нужно натягивать колючую проволоку и набирать штат пограничных псов? Что может повлечь за собой введение виз, выяснял «МК».
На границе России и Украины тучи ходят хмуро, но сами пограничники спокойны как удавы. Ведь даже если Украина введет визы, на работе российских пограничных пунктов пропуска это мало отразится. Как пояснил «МК» источник в Росгранице, большинство автомобильных пунктов пропуска на российско-украинской границе имеют статус многосторонних. Это значит, что границу через такой пункт могут пересекать граждане не только России или Украины, но и любых других стран. Например, какой-нибудь словак или поляк. Поэтому на каждом многостороннем пункте пропуска уже установлено все необходимое оборудование, которые может понадобиться пограничникам и таможенникам для детальных проверок. При этом многосторонних пунктов, готовых к планируемому ужесточению пропускного режима, на границе с Украиной более чем достаточно, уверены чиновники. Так, на границе Белгородской и Харьковской областей сегодня оборудовано четыре таких автомобильных пункта: Гайворон, Шебекино, Нехотеевка и Ровеньки. На рубежах Брянской области есть три многосторонних транспортных «клапана»: Новые Юрковичи, Погар и Троебортное. В Воронежской области к введению виз готов пункт Бугаевка, а в Курской – Крупец и Суджа. В Ростовской области функционируют четыре многосторонних автомобильных пункта: Весело-Вознесенское, Волошино, Матвеев Курган и Новошахтинск.
Конечно, есть еще и двусторонние пропускные пункты, через которые пересечь границу могут исключительно граждане Украины и России. И вот с ними пока не все ясно. Вопросы их переоборудования, изменения статуса или закрытия (что сделать проще всего в случае введения виз) должны решаться на уровне межправительственных соглашений. Пока все эти объекты с российской стороны работают в штатном режиме.
Кроме того, визовый режим может полностью свести на нет упрощенный порядок перехода для жителей соседних с Украиной областей, которые при пересечении границы могут проходить только паспортный контроль.
Теперь о культурном отдыхе. По данным Федерального агентства по туризму, Украина входила в топ-50 стран, наиболее популярных у россиян и стояла на первом месте среди всех стран СНГ, посещаемых нашими соотечественниками. К примеру, в прошлом году зарегистрировано почти 10 миллионов въездов россиян в Украину. Из них по линии организованного туризма там побывало 400388 человек.
- Это было относительно недорогое туристическое направление. Не нужно было ни визы, ни загранпаспорта, к тому же отсутствовал языковой барьер. Все это делало Украину одним из излюбленных турмаршрутов, - рассказала «МК» руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова. - Если визы все-таки будут введены, это приведет к уменьшению потока туристов из России, хотя насколько, пока сложно прогнозировать.
Многое, по мнению экспертов, будет зависеть от порядка выдачи виз. Одни страны выдают визы заранее, после того, как отстоишь очередь в консульстве и пройдешь собеседование, другие «штампуют» паспорта путешественников прямо на границе или по прилету, третьи предлагают электронные способы оформления. Какой путь предпочтет Украина, пока известно только ей самой.
Впрочем, если двери в Незалежную перед носом русского туриста и захлопнутся, разочарованным он не останется. И правда, что нам Киевщина, когда Крым взят?.. По данным Российского Союза Туриндустрии экскурсионные туры в украинскую столицу и в Львов, лечебные в Трускавец, экологические в Закарпатье занимали по сравнению с Крымом мизерную долю.
На волне патриотизма о поездке этим летом на новые южные рубежи своей родины заговорили даже убежденные сторонники солнечных курортов Турции и Египта (а в России около 80% населения предпочитает пляжный отдых экскурсионному). Впрочем, по словам пресс-секретаря Российского Союза Туриндустрии Ирины Тюриной, аншлага на крымском направлении в этом году точно не случится. В отличие, скажем, от 2013 года, когда количество россиян, отдыхавших в зравницах Крыма, достигало полутора миллионов, при этом 20% пришлось на долю детского отдыха. В этом году даже самые большие авантюристы крепко задумались: а стоит ли ехать в Крым? Туры на март и апрель этого года, купленные ранее у операторов по акциям раннего бронирования и с внушительными скидками в 30-40%, были массово аннулированы. Новую бронь пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Справедливости ради, те, кто купил путевки на май-сентябрь, пока не торопятся их сдавать и выжидают, какой оборот примут события, и насколько безопасным может быть отдых в существующих условиях. Если в Крыму сохранится очаг напряженности, то, возможно, поток «руссотуристо» частично перераспределится в сторону курортов и здравниц Краснодарского края и, в частности, Сочи. Правда, отдых в Крыму по сравнению с имеющимися отечественными альтернативами был дешевле на 25-30%. Более оптимальной ему заменой в глазах российского потребителя услуг выглядит все же паломничество к дешевым турецким берегам.
Но даже если ситуация в республике как-то стабилизируется, встанет ребром вопрос с транспортной доступностью.
- Если раньше в Крым ездили на поездах или на автомобилях, то сейчас люди побоятся так добираться. Самый безопасный способ — это самолеты. Но билет Москва-Симферополь на конец апреля стоит в среднем от 12 тысяч рублей. С другой стороны, было же волевое решение властей в дни Олимпиады, когда перелет Москва-Сочи туда и обратно обходился в пять тысяч. Такое же волевое решение можно принять и по Крыму, - рассуждает Ирина Тюрина.
Помимо финансовых, есть и организационные трудности. Для того, чтобы перевезти весь турпоток, необходимо по 100-200 рейсов в день. Причем, летать самолеты должны не только из Москвы, как сейчас, а также и из других крупных российских городов.
Только спокойствие на полуострове и адекватная транспортная логистика, по мнению Ирины Тюриной, способны вернуть Крыму туристов, которыми он в какой-то степени последние годы и жил. Туристическая отрасль формировала 14% его ВВП, а это очень высокий показатель.