Большинство турок считают, что все рычаги власти в правительстве и в правящей Партии справедливости и развития (ПСР) контролирует президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а не Ахмет Давутоглу, который является премьер-министром и председателем партии.
В ходе опроса, проведенного турецким центром стратегических и социальных исследований Metropol, выяснилось, что, по мнению 78,6% респондентов, правительство контролирует Эрдоган, а не Давутоглу, хотя в соответствии с Конституцией Турции главой правительства является премьер-министр, а президент исполняет в основном церемониальные полномочия.
Всего 18,1% турок полагают, что делами государства руководит Давутоглу, в то время как остальные 3,3% отказались комментировать этот вопрос или ответили, что на данный момент у них нет определённого мнения.
Кроме того, 75% опрошенных заявили, что всеми делами ПСР управляет Эрдоган, при этом только 21,1% считают, что именно Давутоглу осуществляет партийное руководство в качестве председателя партии. Остальные либо отказались отвечать, либо сказали, что не имеют четкого представления.
По мнению жителей Турции, президент Эрдоган часто вмешивается в государственные дела, нарушая тем самым все установленные нормы поведения президента в парламентской демократии Турции. Заявления Эрдогана, сделанные им в августе, после избрания на пост президента, ещё раз доказывают, что он считает своего преемника Давутоглу скорее секретарём, а не премьер-министром.
Когда в рамках опроса респонденты были разделены по их партийным предпочтениям, 58,2% сторонников правящей партии назвали Эрдогана фактическим главой правительства. Всего 41% сторонников ПСР считают Давутоглу лидером, управляющим государственными делами. При этом более 90% респондентов, поддерживающих оппозиционные партии, заявили, что именно Эрдоган, а не Давутоглу, является главой правительства.
С точки зрения отношения турок к Эрдогану, 35% респондентов считают, что Эрдоган беспристрастно исполняет свои обязанности, в то время как почти 60% участников опроса уверены, что он не беспристрастен как президент. Эти данные практически совпадают с результатами, полученными во время опроса в октябре 2014 года, в соответствии с которыми 36% опрошенных считали президента беспристрастным. По Конституции президент является независимым и нейтральным представителем турецкого государства.
В ходе опроса 51,1% респондентов сообщили, что они считают несправедливым 10-процентный избирательный порог, который необходимо преодолеть партиям, чтобы получить места в парламенте. 39,3% опрошенных придерживаются противоположного мнения, в то время как остальные не ответили на данный вопрос.
Тем не менее многие в Турции не хотят, чтобы порог был снят. В ходе опроса в декабре 2014 года, отвечая на вопрос, должна ли Турция снять 10-процентный избирательный порог, 41,6% сказали «нет», а 19,7% сказали «да». Остальные респонденты сказали, что порог должен быть снижен (21,2%) или отказались ответить.
Результаты опроса показали, что порог, похоже, не оказывает влияния на предпочтения турецких избирателей. В общем 80,3% сказали, что они проголосовали бы за ту же партию, даже если бы не было никакого порога, в то время как 8,9% указали, что они, возможно, изменили бы свой выбор. Остальные респонденты не выразили никакого мнения или отказались отвечать.
Социологи также спросили у респондентов, хотели бы они, чтобы курдская Демократическая пария народов (ДПН) под руководством Селяхаттина Демирташа преодолела 10-процентный барьер на выборах в июне. Около 70% заявили, что они против того, чтобы ДПН переступила барьер, в то время как только 18% опрошенных выразили желание увидеть ДПН представленной в парламенте. Остальные воздержались от ответа или выразили другое мнение.
На вопрос, верят ли респонденты, что ДПН преодолеет порог на голосовании, 70,5% заявили, что не считают это возможным, в отличие от 19,6%, которые не исключают такой вероятности.
Относительно вопроса, движется ли Турция в целом к лучшему или худшему будущему, большинство людей высказали мнение, что страна меняется в худшую сторону. Из опрошенных 51,5% сказали, что Турция взяла неверное направление, в то время как 36,2% ответили, что страна развивается должным образом. Остальные либо не выразили четкой позиции, либо отказались отвечать.
Исследование показывает, что процент граждан, считающих, что правительство плохо управляет экономикой, вырос до 54,3%, увеличившись почти на 10% по сравнению с апрелем прошлого года. Почти 40% сказали, что, по их мнению, правительство хорошо управляет экономикой.
В рамках опроса респондентов спросили, за кого они проолосуют, если завтра состоятся общенациональные выборы. В результате 36,7% людей заявили, что они будут голосовать за правящую ПСР. Количество сторонников ПСР снизилось почти на 10% по сравнению с июлем 2014 года, когда правящая партия набрала 45%.
Народно-республиканская партия (НРП) набрала 22%, в то время как Партию националистического движения (ПНД) поддержали 11,9% опрошенных. За прокурдскую ДПН проголосовали бы 7,9%. Остальные поддержали мелкие партии, еще 9,8% заявили, что они не определились, а 5% отметили, что в знак протеста против выборов они не примут участие в голосовании. Оставшиеся 3,4% не ответили на вопрос.
Похоже, большинство избирателей уже приняли решение, какой политической партии они отдадут свой голос. Из тех, кто назвал политическую партию, за которую будет голосовать на предстоящих выборах, 91,4% заявили, что они определились с выбором, а 5,8% сказали, что они, возможно, изменят своё мнение.
В ходе исследования также задавался вопрос, как много людей в Турции одобряют насилие во имя ислама. По результатам, 73,6% турок высказались против насилия во имя ислама, в то время как 20,1% сказали, что насилие возможно. Это свидетельствует об увеличении числа людей, одобряющих насилие во имя ислама по сравнению с результатами опроса в сентябре 2014 года, когда 12,6% заявили, что они согласны с применением насилия, в то время как 82,8% ответили, что они против.
Интересно, что одна треть сторонников правящей партии (33,8%) поддерживают насилие во имя Ислама. Эта цифра значительно ниже среди оппозиционных партий, за исключением исламистской Партии счастья, 42,9% сторонников которой выступили «за».
На вопрос, являются ли сегодняшние мусульмане приверженцами истинного ислама, 58,4% ответили «нет», в то время как 33,1% ответили «да». Аналогичные результаты можно наблюдать и в ответах на вопрос о том, представляют ли члены исламского духовенства истинный ислам. 50% ответили отрицательно, в то время как 40% ответили утвердительно. Те же результаты и в отношении религиозных общин или групп.
Исследование показало, что позитивное отношение людей к верующим мусульманам ухудшилось. Отвечая на вопрос о доверии к благочестивым мусульманам в последние годы, 35% опрошенных заявили, что доверие снизилось, а 17,5% сказали, что оно увеличилось. Всего 42,2%, отметили, что доверие осталось на том же уровне.
Опрос был проведен в январе по принципу случайного отбора в различных городах, поселках и деревнях. Допустимая погрешность по результатам общего опроса составляет 2,5 процентных пункта, а уровень доверия приравнивается к 95%.