В истории права произошел беспрецедентный случай. Невиданное событие состоялось в крупнейшем здании суда в мире – Анатолийском Дворце Правосудия.
Остро реагируя на проблему вытеснения женщин с детьми из общественной жизни, адвокат Фейза Алтун Мерич пришла на слушание со своим 7-ми месячным сыном Али Йигитом, принеся его в перевязи для ношения ребенка.
В ответ на это судья лишь произнес: «Да благословит его Бог».
Адвокат Фейза Алтун Мерич описала, как прошло заседание, на котором она присутствовала с ребенком:
«Мы пришли в суд вместе с сыном. Сначала присутствующие не обратили внимания, а заметив, начали улыбаться. Никто не сказал: «Что ты тут делаешь?» Судья не приказал мне встать и выйти из зала суда, а по окончании заседания лишь произнес: «Да благословит его Бог». Я в ответ пожелала того же всем нам. Сказала, что я против исключения женщин с детьми из жизни общества. Я заявила, что не согласна с тем, что матери должны закрыться дома, ничего не видеть и ничего не знать. Я против того, чтобы женщины, сидящие с детьми, лишали себя социальной и общественной жизни из-за физической и финансовой невозможности. Судья сначала был удивлен, а затем улыбнулся. «В некоторых ситуациях необходимо стать первопроходцем», — сказал он. Я восприняла это как согласие и одобрение.
Мы должны сломать этот стереотип в обществе. Я призываю всех работающих женщин, у кого есть такая возможность, — возьмите своих детей, выходите в свет, вливайтесь в социальную жизнь! Не отсиживайтесь! « Ой, а что мне сейчас скажут? Ой, а получится ли? Ой, разве можно выйти с ребенком?» — даже не допускайте таких мыслей! Я пришла на заседание суда. Более официального, более передового учреждения в этой стране нет. Я знаю, что частные заведения не будут в восторге от этой идеи, но с этим уже ничего не поделать».
Мерич продолжила:
«От имени всех матерей я обращаюсь к обществу, которое не принимает наших детей...
В самом большом здании суда в мире, в Анатолийском Дворце Правосудия, нет ни одного туалета с пеленальным столиком для ребенка. Ни в одной из столовых нет детского стульчика. Здесь нет комнаты для кормления. По всем этим пунктам я в скором времени отправлю официальную заявку; я жду поддержки от моих коллег. Когда я впервые пришла с сыном в здание суда, он был в общем доволен: облизал клавиатуру менеджера, срыгнул на папки нескольких адвокатов, во время переодевания в кабинете судьи испачкал диван. Короче говоря, сын немного напакостил в судебной системе, но сам факт, что она существует, — это уже хорошо...
Сложность или легкость чего-либо зависит только от вашего к этому отношения. Я так смотрю на жизнь: если жизнь трудна, упростить ее — в наших руках.
Если вы поверите, что все получится, то так и будет; если вы захотите, если не будете обращать внимания на то, что говорят люди, то придет день и вы увидите — те, кто считали вас странным, освободились от своих предрассудков и берут с вас пример!
Конечно, некоторые вещи не так просто осуществить, но стоит только начать».
Даже с одним ребенком мы не можем найти оборудованное пространство
«Я говорила с юристами по этому поводу. Мы непременно хотим оборудовать в здании суда комнату для кормления. Более того, мы бы хотели, чтобы здесь была детская игровая комната, чтобы можно было оставить ребенка, если это потребуется. Я организую кампанию по сбору подписей. Наш президент Реджеп Таип Эрдоган рекомендует всем заводить по четверо детей, но в первую очередь мы бы хотели, чтобы он предоставил нам оборудованное пространство хотя бы для одного! До меня сюда приходили с детскими колясками, но я впервые принесла ребенка в слинге. Судья улыбнулся, а по окончании заседания между нами состоялся разговор.
Когда мой ребенок немного подрастет, мы выберем день, все мои коллеги наденут мантии и придут в суд со своими детьми. Я хочу положить конец испытаниям, которые выпали на долю всех этих девушек после рождения детей. Если женщины всех религий, убеждений, всех рас и цветов кожи соберутся вместе, то многие мировые проблемы станут решаемы. В конечном счете, у всех женщин одна судьба, поэтому я жду поддержки от каждой из них. Я очень благодарна женщинам-юристам за огласку этой проблемы», — сказала в заключение Фейза Алтун Мерич.