Похоже, что дружеские отношения между президентом России Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом подошли к концу.
Два турецких F-16 сбили российский бомбардировщик Су-24 за то, что тот нарушил воздушное пространство Турции менее чем на 20 секунд.Это не было отражением обостряющихся отношений между Эрдоганом и Путиным. Это было точкой излома, крайней чертой, до которой Турция была способна дойти, склоняясь от Запада к Востоку.
Иначе говоря, Турция как член НАТО и расширение западных политических экономик была доведена до предела.
Произошедший инцидент стал результатом хорошо известных, можно сказать фундаментальных, расхождений в позиции двух стран касательно сирийского кризиса. Однако долгое время, вплоть до инцидента со сбитым бомбардировщиком, Анкара откладывала в сторону эти принципиальные расхождения по сирийскому вопросу, чтобы не бросить тень на «развитие» политических отношений между Россией и Турцией. Для России Сирия при ее нынешнем режиме – это единственный надежный арабский союзник. Для Турции Ассад – тот, кого надо свергнуть.
Всего несколько месяцев назад оба лидера хорошо отзывались друг о друге. Эрдоган обращался к своему коллеге Путину с просьбой помочь «избавиться от бремени» ЕС (имея в виду процесс вступления в ЕС, который для Турции был, по сути, процессом демократизации). Они подписывали новые контракты, один из которых касался прокладки газопровода «Турецкий поток» взамен отмененному «Южному потоку». Все это было «плодами» отклонения Турции в сторону Востока, или, другими словами, «сдвига оси». Одним из наиболее явных признаков этого отклонения стал тендер стоимостью 3,4 млрд долларов на поставку системы противоракетной обороны дальнего радиуса действия, который был выигран Китаем в 2013 году. Тогда соглашение вызвало беспокойство у западных союзников Турции и НАТО.
Нельзя не отметить, что Россия и Турция тесно связаны друг с другом. Турция является вторым по значимости импортером российского газа после Германии и сильно зависит от российского газа – ведь 70% импортируемого в страну голубого топлива приходится на Россию. Только в 2014 году Турция заплатила России 16,5 млрд долларов за импортируемый газ и энергию. В то же время Россия представляет второй по величине, после Туркменистана, рынок для турецких строительных подрядчиков. Также Турция является любимым местом отдыха российских туристов. Все это указывает на то, что обе страны являются очень значимыми друг для друга в свете «экономической безопасности». Не найдя альтернативных поставщиков энергии, Турция не может и не должна сжигать мосты с Россией. Таким же образом она не может сжигать мосты с западными союзниками, в частности с ЕС, и не должна рассматривать одну сторону в качестве альтернативы другой. Проще говоря, Турция является политическим расширением Запада, но для Турции Россия – это важнейший экономический партнер, от которого напрямую зависит восполнение энергетических потребностей страны. В итоге Турции следует продолжать поддерживать экономические отношения с Россией, сохраняя связи с Западом.
Если политические разногласия с Россией негативно отразятся на экономике Турции, страна должна будет найти альтернативу России или хотя бы разнообразить источники поставок. В плане поиска альтернативных поставщиков энергоносителей перспективным кандидатом является Ирак, в частности его регион, населенный курдами. Правда, чтобы воспользоваться этой возможностью, Турция должна решить вопрос с курдами, а также свои проблемы с Рабочей партией Курдистана (РПК). Но это уже другая тема.
Я думаю, что главный вопрос на данный момент – а была ли Турция вправе сбивать российский самолет? На мой взгляд, вопрос состоит не только в правоте. Согласно международному законодательству, Турция, как и любая страна, имеет право сбить самолет, нарушивший её воздушное пространство. Однако, исходя из этой точки зрения, Греция уже могла сбить множество турецких F 16, не раз входивших в её воздушное пространство. В момент принятия внешнеполитических решений страны должны руководствоваться не только международным законодательством. Также необходимы стратегические расчеты и рациональный подход. Хотя инцидент со сбитым российским бомбардировщиком кажется иррациональным актом, логическое обоснование принятого решения может прятаться где-то «выше». Более подробно на этом я остановлюсь в другой части.
Возвращаясь к нашему обсуждению, заметим, что недавно возникшее напряжение между Россией и Турцией и ухудшение дружеских отношений являются свидетельством предельного отклонения Турции на Восток в контексте мировой политики. В то же время Турция гораздо лучше могла бы продемонстрировать свою обновленную «западную» траекторию не посредством атаки на российский самолет, а за счет снижения зависимости от российского газа.