Турецкие власти создают новую систему попечителей для оппозиционных мэров

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, оценивая новую эпоху, наступившую с решением РПК сложить оружие, объявил, что практика попечительства, которая превратилась в наказание «снова станет исключением...»

Выражение «снова исключением» — это, конечно, признание того, как правовые нормы, которые должны применяться независимо от человека, времени или обстоятельств, превратились в политические инструменты. Это одна сторона истории...

Правительство, потерпев крупное поражение на местных выборах 31 марта 2024 года, неоднократно раскрывало новые планы мести. Их озвучивали Эрдоган, партнер по коалиции Девлет Бахчели и другие представители правительства.

Страна почти ежедневно просыпалась, узнавая о новой операции против оппозиционных муниципалитетов. Под предлогом долгов Институту социального обеспечения (SGK) было издано распоряжение о «встряске» муниципалитетов. Доходы были сокращены. Доступ к кредитам заблокирован. И это еще не все: мэры и муниципальные служащие были арестованы и заключены в тюрьму по обвинениям, которые не убедили широкую общественность. Модель попечителей, когда-то наблюдавшаяся в восточных и юго-восточных провинциях, распространилась по всей стране.

Во время заседания правящей Партии справедливости и развития (ПСР) два дня назад Эрдоган заявил, что с началом новой политической эры практика попечителей станет исключением. Тем не менее, в остальной части своей речи он также намекнул, что это «исключение» должно стать постоянным явлением в местном самоуправлении.

Турецкий лидер 13 мая открыто рассказал о поиске новой модели наказания оппозиционных муниципалитетов и восстановления власти, утраченной на выборах, неполитическими средствами. Хотя он утверждал, что практика попечительства, ранее навязанная партии DEM и ее предшественникам, теперь будет применяться только в исключительных случаях, он также раскрыл новый план, нацеленный на муниципалитеты, управляемые Республиканской народной партией (РНП), которые были возведены в ранг врага номер один в списке правительства.

По словам Эрдогана, разрабатывается новая широкомасштабная модель попечительства, в которой орган под названием «Провинциальный совет по развитию», состоящий из губернаторов, глав округов и представителей соответствующих Министерств, возьмет на себя полномочия городских и районных муниципалитетов.

Президент, заявив, что муниципальные администрации стали коррумпированными, объявил, что новая модель для муниципалитетов будет введена посредством внесения поправки в муниципальный закон. Быстро стало ясно, что даже лидеры парламентских групп ПСР были застигнуты врасплох. Как и многие другие законодательные изменения, поправка, по-видимому, была разработана без их ведома и, скорее всего, будет представлена депутатам ПСР только после ее окончательного утверждения с указанием подписать ее.

После замечаний Эрдогана основная цель поправки стала очевидной: мэры оппозиции, хотя и избираются большинством, смогут осуществлять свои полномочия только под надзором и разрешением государственных должностных лиц. Все расходы будут подлежать надзору, изменения в плане зонирования потребуют одобрения того же механизма, а мэры будут легко наказываться по пустяковым основаниям.

Подготовка к новой модели, в которой Провинциальный совет по развитию будет действовать как попечитель, все еще находится на ранних стадиях. Некоторые из изменений, которые, как ожидается, будут включены в это положение, о котором упомянул Эрдоган и которое, как ожидается, войдёт в повестку дня в новом законодательном году, описываются следующим образом:

  • Обязанности, полномочия и ответственность муниципалитетов будут переопределены в соответствии с Законом № 5393 и Законом о столичном муниципалитете. Их полномочия будут ограничены.

  • Проекты городской трансформации, которые ПСР считает новой возможностью получения дохода, будут ускорены. Губернаторы, главы округов и министерские чиновники также будут уполномочены принимать решения и реализовывать их.

  • Муниципалитеты разделят полномочия по выдаче разрешений на зонирование с советом.

  • Муниципальные бюджеты и приоритеты расходов будут подлежать более строгому контролю. Использование этих полномочий будет зависеть от механизма, в котором совет имеет сильное влияние.

Ограничение таких полномочий и передача полномочий Министерствам, губернаторам, районным губернаторам и специальным провинциальным администрациям фактически оставляет местные органы власти, один из ключевых институтов демократии, на милость режима одного человека. Этот проект, нацеленный на другой критический фронт демократии, фактически сделает местные выборы бессмысленными.

Было бы неправильно рассматривать все эти приготовления как просто попытку вернуть утраченную политическую власть или сдержать политических оппонентов. Известно, что местные администрации и их финансовые ресурсы сыграли решающую роль в том, чтобы ПСР оставалась у власти более двух десятилетий. Не следует забывать, что отрезанность от муниципальных ресурсов, которые подпитывали формирование новых кругов влияния и передачу общественного богатства конкретным лицам и группам, стали основным источником мотивации этого шага.