Согласно докладу организации Solidarity With Others, захват турецким государственным органом компаний, связанных с заключенным в тюрьму мэром Стамбула Экремом Имамоглу, знаменует собой новый этап в использовании попечительских прав для преследования политических оппонентов.
В докладе, опубликованном в мае, рассматривается, как Фонд страхования сберегательных вкладов (TMSF) был назначен попечителем 24 компаний после задержания Имамоглу 19 марта по обвинениям в коррупции и терроризме.
Позднее 23 марта мэр был арестован по обвинению в коррупции и отстранен от должности до суда.
Затем TMSF использовал уголовно-процессуальный закон в качестве основания для назначения попечителей в компании, связанные с Имамоглу.
Среди компаний оказалась İmamoğlu Construction Inc., семейный бизнес мэра Стамбула, главного политического соперника президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который был назван кандидатом в президенты от оппозиции после его ареста.
В докладе утверждается, что массовый захват компаний в деле Имамоглу знаменует собой переход от преследования организаций, связанных с движением Фетхуллаха Гюлена, к блокировке финансовой базы светских оппозиционеров.
Напомним, что власти Турции обвиняют движение Гюлена в организации неудавшегося переворота в июле 2016 года. Гюлен, который умер в США в октябре, категорически отрицал какую-либо роль в неудавшемся путче.
За последнее десятилетие Гюлен и его движение, которые в прошлом были высоко оценены турецким правительством за их деятельность в сфере образования и межрелигиозного и межкультурного диалога, столкнулись с различными обвинениями со стороны властей, включая организацию коррупционных расследований «Большая взятка» в 2013 году и попытку переворота в 2016 году.
Турецкое правительство назвало Гюлена и его движение «террористами» в мае 2016 года.
Гюлен и его последователи решительно отрицали какую-либо причастность к перевороту или какой-либо террористической деятельности, но в течение десятилетия подвергались жестким репрессиям, которые усилились после неудавшегося мятежа.
После попытки переворота более 700 тыс. человек оказались под следствием по обвинениям в терроризме или организации переворота из-за их предполагаемых связей с движением, и тысячи были арестованы.
Турецкое правительство назначает попечителей на предприятия, предположительно связанные с движением Гюлена, с 2015 года.
В прошлогоднем докладе под названием «Конфискация в целях преследования, равносильная преступлениям против человечности: дело движения Гюлена» были раскрыты масштабы изъятого имущества в Турции с оценочной стоимостью в 50 млрд долларов и затрагивающее более 1,5 млн человек. Авторы доклада называли эти действия систематическими и широко распространенными нарушениями внутреннего и международного права, которые равносильны «преступлениям против человечности».
Solidarity With Others, правозащитная группа из Брюсселя предупредила, что механизмы, используемые против Имамоглу — уголовные расследования, политизированные суды и конфискация активов — стали стандартными инструментами репрессий.
В докладе описывается, как судебная система Турции, особенно мировые уголовные суды, играют центральную роль в одобрении конфискаций при незначительном надзоре.
Кроме того, в нем говорится о том, как судебные постановления основывались на общих обоснованиях и формулировках, включая не имеющие отношения к делу обвинения.
Решение о назначении TMSF для управления 24 компаниями содержит фактические ошибки, такие как указания лиц, не имеющих никакого отношения к делу.
Хасан Имамоглу, отец мэра и основатель семейного бизнеса, сказал, что поглощение лишило его возможности платить налоги или получать доступ к активам компании.
TMSF, изначально созданный для регулирования обанкротившихся банков, с 2016 года выступал в качестве доверительного управляющего более чем 1 тыс. 300 компаний, многие из которых обвинялись в связях с терроризмом без убедительных доказательств.
Стоимость компаний, находящихся под опекой TMSF, упала с 13,4 млрд долларов в 2016 году до 5,2 млрд долларов к 2023 году, что на 62% меньше из-за неэффективного управления и недооцененных продаж.
Наблюдатели говорят, что попечители, назначенные TMSF, часто не имеют опыта, а лишь политические связи, а некоторые управляют более чем 100 компаниями одновременно.
Согласно докладу, средства из арестованных фирм направлялись в проправительственные фонды.
В некоторых случаях компании продавались намного ниже рыночной стоимости.
В отчете подчеркивается, как законодательные поправки предоставили попечителям полный иммунитет от финансовой и уголовной ответственности, что позволило осуществить то, что авторы доклада называют «грабежом».
Далее арестованные фирмы передаются в Фонд благосостояния Турции, возглавляемый Эрдоганом, что делает их стратегическими активами под прямым исполнительным контролем.
«Дело Имамоглу знаменует собой поворотный момент, указывая на то, что этот процесс больше не ограничивается определенными оппонентами, а может быть направлен на всех. В Турции наступила новая эра, когда все формы оппозиции могут подвергаться экономическому и правовому давлению», — говорится в докладе.