В Турции растут надежды на освобождение курдского политика Демирташа на фоне приближения срока, установленного ЕСПЧ

В Турции растут надежды на освобождение на этой неделе заключённого в тюрьму курдского политика Селахаттина Демирташа.

Это вязано с приближением крайнего срока, установленного Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в отношении того, чтобы оспорить решение о незаконности его заключения.

Демирташ, бывший сопредседатель прокурдской Демократической партии народов (ДПН), содержится в тюрьме Эдирне с ноября 2016 года.

Впервые он был заключён в тюрьму по обвинениям, связанным с терроризмом, которые широко рассматриваются как политически мотивированные, и повторно арестован в 2019 году после непродолжительного освобождения, несмотря на предыдущие решения ЕСПЧ.

ЕСПЧ в июле вынес третье решение, установив нарушения в деле Демирташа, и постановив, что его повторный арест в 2019 году не имел правовых оснований и был политически мотивированным.

Однако Высший уголовный суд Анкары отклонил последний запрос ЕСПЧ о его освобождении, сославшись на то, что решение ЕСПЧ от 8 июля ещё не вступило в силу.

В своём последнем решении ЕСПЧ постановил, что Турция вновь нарушила статью 5 Европейской конвенции о правах человека, гарантирующую право на свободу и личную неприкосновенность, и подверг критике Конституционный суд Турции за то, что рассмотрение индивидуальной апелляции Демирташа заняло почти четыре года. Это было третье решение ЕСПЧ, осуждающее действия Турции в отношении задержания Демирташа.

У Турции есть время до 8 октября, чтобы подать апелляцию. В противном случае решение станет окончательным, что может способствовать его освобождению после почти девяти лет за решёткой.

Адвокат курдского политика Махсуни Караман заявил, что 8 октября станет «лакмусовой бумажкой» приверженности Анкары «братству», Комиссии национальной солидарности, братства и демократии, на фоне продвижения мирного процесса с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК).

Он заявил, что Демирташ, бывший сопредседатель ДПН Фиген Юксекдаг, также арестованная в 2016 году, и все остальные курдские политзаключенные должны быть освобождены.

Однако существуют опасения, что даже если решение ЕСПЧ станет окончательным, национальные суды могут всё равно отказаться от его исполнения, как это уже случалось с предыдущими решениями ЕСПЧ.

Тем временем Коллегия адвокатов Диярбакыра вновь призвала к немедленному освобождению Демирташа, подчеркнув, что решения ЕСПЧ являются обязательными в соответствии с Конституцией Турции.

«Селахаттин Демирташ должен быть безоговорочно освобождён», — говорится в заявлении коллегии адвокатов, опубликованном в понедельник, где отмечается, что его дальнейшее содержание под стражей подрывает независимость судебной системы и демократические права в стране.

Решение ЕСПЧ от 2020 года о задержании Демирташа в связи с протестами Кобани 2014 года всё ещё рассматривается Комитетом министров Совета Европы (СЕ).

Демирташ в мае 2024 года был приговорён к 42 годам тюремного заключения за предполагаемый подрыв государственного единства во время протестов, которые вспыхнули по всей Турции 6-8 октября 2014 года, когда боевики ИГИЛ (запрещена в РФ) осадили сирийский курдский город Кобани. Протесты, особенно интенсивные в преимущественно курдских юго-восточных провинциях, привели к гибели 37 человек.

Политик был практически сразу же повторно арестован по переквалифицированным обвинениям, связанным с теми же событиями, в 2019 году, несмотря на его освобождение на основании решения ЕСПЧ.

Комитет министров Совета Европы в сентябре напомнил Анкаре об обязательном решении ЕСПЧ, подчеркнув, что длительное содержание Демирташа под стражей направлено на подавление политического плюрализма и ограничение демократических дебатов, особенно в преддверии выборов. Комитет призвал правительство Турции предпринять конкретные шаги для укрепления свободы выражения мнений и участия в политической жизни.

В заявлении, опубликованном в пятницу, прокурдская Партия равенства и демократии (DEM), пришедшая на смену ДПН, также призвала правительство немедленно освободить Демирташа и Юксекдаг, а также других лиц, заключенных под стражу по громкому делу Кобани, ссылаясь на обязательные решения ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы.

Фети Йылдыз, заместитель председателя крайне правой Партии националистического движения (ПНД), союзника президента Реджепа Тайипа Эрдогана, недавно признал, что Турция обязана следовать решениям ЕСПЧ в соответствии со статьей 90 Конституции, в которой приоритет отдаётся международным договорам, а не внутреннему законодательству.

Демирташ, лишившийся депутатской неприкосновенности в 2016 году, остаётся одним из самых заметных политических соперников Эрдогана.

Тот факт, что известные курдские политики, такие как Демирташ и Юксекдаг, находятся в тюрьме в то время, когда правительство ведёт мирные переговоры с РПК, вызывает подозрения относительно мотивов правительства.

Существуют опасения, что мирный процесс, направленный на прекращение многолетнего вооружённого конфликта с РПК, используется для политического театра, не решая при этом ключевые вопросы правосудия и политической интеграции.

Возобновлённый мирный процесс был инициирован в октябре 2024 года лидером ПНД Девлетом Бахчели. Бахчели публично призвал находящегося в тюрьме лидера РПК Абдуллу Оджалана инициировать процесс разоружения группировки. В феврале Оджалан ответил обращением к РПК с призывом разоружиться и самораспуститься. 30 июля боевики сожгли оружие на севере Ирака в качестве символического первого шага.

Растут ожидания, что турецкое правительство ответит на действия РПК правовыми мерами, включая защиту боевиков, сложивших оружие, и меры по расширению политических и культурных прав курдов страны. Однако критики утверждают, что правительство ещё не предприняло значимых шагов к примирению, пока ключевые курдские деятели остаются за решёткой.