Жесткая посадка в Благовещенске может стать концом региональной авиации | Август месяц, щедрый на авиапроисшествия, и в этом году подтверждает свою плохую репутацию.
В понедельник утром при посадке в аэропорту Благовещенска самолет «Ан-24», выполнявший рейс Иркутск—Чита—Благовещенск—Хабаровск, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 36 человек. По уточненным данным, пострадали 12.
Среди пострадавших — командир воздушного судна, бортмеханик, второй пилот, а также трехлетний ребенок, который с тупой травмой живота отправлен в детскую больницу.
По предварительной версии, отклонение самолета от заданной траектории произошло из-за сильного порывистого ветра и плохой видимости в условиях проливного дождя. По данным прокуратуры, «самолет начало болтать, пилоты были вынуждены повести его на посадку, но в условиях плохой видимости до взлетки они не дотянули». Сильная гроза разразилась как раз в тот момент, когда «Ан-24» заходил на посадку. Он попал прямо в грозовое облако, и пилотам пришлось садиться буквально в болото, в 200 м от полосы. Во время этой жесткой посадки самолет потерял крылья и сильно помял фюзеляж. По оценке местных авиаэкспертов, восстановлению он не подлежит.
Напомним, что месяц назад с инициативой запрета полетов «Ан-24» выступил президент Дмитрий Медведев, после того как возле Нижневартовска на протоку реки Обь экстренно сел самолет этой модели. У него загорелся левый двигатель, где позже в масле была обнаружена стружка. Погибли семь человек, ранения получили тридцать.
По данным Минтранса, сегодня российскими авиакомпаниями эксплуатируется 99 самолетов «Ан-24» (в целом отечественный авиапарк — 2,5 тысячи самолетов и вертолетов). Использование «Ан-24» на регулярных линиях должно быть прекращено с 1 января 2012 года, если к этому времени машины не будут дооборудованы системами предупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей, как того требуют правила регулярных авиаперевозок.
Это решение, считают эксперты, приведет к сбою авиасообщения в северных регионах, где в основном и используются «Ан-24». Местные перевозчики вряд ли будут ставить эти системы на свои старые суда, так как по затратам это сопоставимо со стоимостью самих самолетов. При этом заменить «изымаемые» «Ан-24» в ближайшее время просто нечем. Иностранные самолеты в этой нише (75–100 пассажиромест) в России не сертифицированы. Серийное производство нового регионального самолета Superjet 100 и российско-украинского «Ан-148» до сих пор не запущено. Авиаперевозчики встанут перед выбором: либо уйти из этого бизнеса, либо брать в кредит западные далеко не новые машины — на другие не хватит средств. Причем их эксплуатация в любом случае не гарантирует безаварийности. Скорее наоборот, так как эти нежные самолеты не адаптированы к использованию в суровых условиях российской зимы и разбитых отечественных аэродромов.