Правительство выгоняет россиян из интернет-магазинов

Российские власти, успешно тормозящие развитие собственной экономики все большим ужесточением норм ведения бизнеса, предприняли новое наступление на базовую экономическую свободу — свободу рыночного выбора.

Сначала под благовидными предлогами борьбы с терроризмом и отмыванием денег они ограничили анонимные денежные переводы внутри страны, а затем замахнулись на онлайн-торговлю — и, в частности, на покупку товаров в зарубежных интернет-магазинах.

В этом нет ничего удивительного. Россия сегодня — не просто сырьевая экономика. Это экономика рентная, которая получает значительную часть доходов от таможенных пошлин. По предварительным итогам 2013 г., ФТС перечислила в доходы федерального бюджета более 6,5 трлн руб. — около 56% всех его доходов. Подобная доля таможни в доходах соответствует показателям Нигера и Центрально-Африканской Республики (61 и 59% соответственно), которые ни на чем другом и заработать-то не могут. В большинстве же «нормальных» стран увлечение таможней прошло давно. В США, например, доля таможенных пошлин в бюджетных доходах упала ниже 50% в 1879 г. — и сегодня составляет 0,09%. Но это не о нас. Российской власти необходимы самые «простые» доходы. К тому же если в стране нет «национальных производителей», то стоит защищать хотя бы «национальных ритейлеров».

В результате под удар попали граждане, не готовые вдвое-втрое переплачивать за импортируемые в Россию «организованным» образом западные товары. Власти готовятся ограничить пересылку товаров в страну суммой в 200 евро в месяц, взимать за превышение пошлину в размере 30% от таможенной стоимости и обставить получение товара массой трудновыполнимых условий (включая предоставление банковских выписок и фотографий покупаемых вещей).

Предполагается, что радостные россияне бросятся в супермаркеты и потратят там свои стремительно дешевеющие рубли. Думаю, не бросятся. И не потратят. Напротив, замрут в ожидании поездок за рубеж, а пока что прикупят впрок твердой валюты, тем самым еще больше подняв ее курс. Но главное не в этом — а в том, что власть в очередной раз показывает, сколь несовременна и она сама, и страна, в которой она правит.

Интернет-торговля двадцать лет назад стала важнейшим фактором роста экономики США. С 1994 по 1999 г. ее оборот вырос более чем в 11 раз. При этом выиграли не только граждане, получившие большую свободу выбора, но и инвесторы, и смежные отрасли. Капитализация лидера рынка, корпорации Amazon.com, выросла с $380 млн в мае 1997 г. до $20,5 млрд в начале 2000 г., превысив суммарную стоимость всех котировавшихся тогда на рынке российских компаний. Сегодня она стоит $185,2 млрд — на 2/3 больше, чем «Газпром», генерирует продаж на $61 млрд и дает работу 110 тысячам человек. Параллельно с развитием интернет-торговли в Америке, а потом и в Европе возникли целые новые отрасли — от интернет-банкинга до услуг срочной почтовой доставки. Выручка FedEx выросла с 1999 по 2013 г. более чем втрое, достигнув $44 млрд, переход к интернет-банкингу повысил производительность труда банковских служащих более чем в 2,5 раза всего за 15 лет. В итоге в 1999 г. безнадежно дефицитный прежде федеральный бюджет США был сведен с профицитом — впервые с… 1969 г.

Впоследствии этот процесс принял лавинообразный вид во всем мире. По итогам 2012 г. в Чехии через интернет-покупки было осуществлено 24% всего оборота розничной торговли. В Китае в 2012 г. таким образом было продано за рубеж и куплено из-за рубежа товаров на $376 млрд, что составляет почти 10% оборота внешней торговли КНР. В России данный сектор рос в последние годы с темпом до 20% ежегодно. Больше не будет. Но зато мы снова услышим много слов о том, как правительство борется за ускорение экономического роста…

На это чиновники отвечают, что речь идет о повышении налоговой базы. Но это иллюзии. С одной стороны, никакого повышения налогов не случится. Просто покупать станут меньше и больше будут привозить из-за рубежа во время поездок. Кроме того, у России появятся трудности с партнерами как по ВТО (30% — это уровень, не предусмотренный никакими соглашениями), так и по Таможенному союзу (в Казахстане вряд ли пойдут по пути россиян). Крупнейшие международные экспедиторские компании, видимо, исключат Россию из числа приоритетных рынков. Наша страна и сегодня — «черная дыра» для международных отправителей. Почтовая служба США готова гарантировать точное время доставки своих авиапосылок даже в небольшой город в Папуа — Новой Гвинее, но, например, не в полумиллионный сибирский Томск.

Наконец, предпринимаемые меры — еще одно свидетельство «серьезности» наших планов модернизации и технологического развития. Интернет-торговля — одна из сфер, в которой способны самореализоваться небольшие и агрессивные компании (в той же Amazon.com при его выходе на IPO работало 256 человек, а большинство ее последователей были и еще меньшими); практически закрывая Россию для интернет-торговли, правительство говорит всем, кто занимается в стране разработкой подобных схем: «С вещами (точнее, с мозгами) — на выход!» И в том, что молодые российские предприниматели найдут себе применение за рубежом, не возникает сомнений.

Власти развитых стран — в первую очередь тех же США, которые сейчас показывают более высокие темпы экономического роста, чем Россия, — понимают одну простую истину: гражданам важнее дать возможность зарабатывать деньги, чем дать им сами эти деньги. Именно поэтому в Америке до последнего времени не было не только драконовских ограничений интернет-торговли, но и (!) налога с покупаемых в онлайне товаров (его начали вводить только в прошлом году с принятием т.н. Marketplace Fairness Act, когда отрасль окрепла и развилась).

Люди стремятся и будут стремиться экономить — особенно в условиях кризиса; им всегда будет казаться легче расстаться с виртуальной суммой со своей кредитки, чем облегчить кошелек в магазине; они никогда уже не поверят в то, что на паре этажей супермаркета может расположиться больше товаров, чем во Всемирной сети.

И пусть они тратят в Сети, пусть эта Сеть создает рабочие места, пусть потом люди стремятся больше зарабатывать, и так далее — ведь это и порождает экономический рост, который ценен сам по себе, а не потому, что приносит в казну налоги, которые потом так приятно «распилить».

Но в Москве судят иначе: правильнее сначала обобрать своих граждан, чтобы потом вернуть им малую толику отобранного. Это подходы отнюдь не XXI века.

За судьбы мировой интернет-торговли можно не беспокоиться — как, впрочем, и за российских потребителей, которые преодолеют сложности, заботливо уготованные им родными властями. Однако в том, что наша страна окажется еще дальше от цивилизованного мира — и по стандартам потребления, и по уровню оказания услуг связи и доставки, и по востребованности новых технологических решений, — сомневаться не приходится.

К сожалению, именно такова магистральная линия поведения, выбранная нынешней властью.